Сегодня трудно себе представить, что при ремонте и обслуживании современного автомобиля можно было обойтись без клеев и герметиков. Герметики, жидкие прокладки, клеи-герметики – несмотря на разные названия, это препараты единого назначения. Они позволяют обеспечить герметичность фланцевых, резьбовых и других соединений.

Герметики могут использоваться как без прокладок, так и дополнять их. Мечта любого автовладельца – иметь 1-2 универсальных состава, которые обеспечат любой ремонт, восстановить поврежденную деталь, устранить течь.

Однако, это невозможно. Как нельзя иметь лекарство от всех болезней – так нельзя и получить один чудесный герметик на все случаи жизни.

Перечислим только некоторые случаи применения герметиков в автомобилях – ремонт нитей обгрева задних стекол, фиксация и герметизация резьбовых соединений, приклеивание зеркала заднего вида, устранение течей в системе охлаждения двигателя... Так что при ремонте с применением клеев и герметиков очень важно правильно подобрать нужный состав и грамотно применить его, используя его сильные стороны.

Силиконовые герметики

Силиконовые герметики – это вязкотекучие составы на основе низкомолекулярных силиконовых каучуков, отверждающиеся при комнатной температуре.

Используются для заполнения щелей и полостей с целью герметизации и защиты от разных факторов среды, а также для склеивания различных поверхностей между собой.применяются для ремонта поврежденных и создания (формирования) прокладок взамен полностью вышедших из строя (картонных, резиновых, пробковых, паронитовых и т.д.).


Кроме того, ими герметизируют оптические элементы (фар, фонарей) и неподвижные соединения окон и люков автомобиля.


Силиконовые герметики изготавливаются на основе кремнийорганических (силоксановых или фторсилоксановых) каучуков. Силиконовые герметики для уплотнения и компенсации движения швов, пожалуй, наиболее совершенны. Они способны под воздействием атмосферной влаги и вулканизирующих добавок отверждаться и приобретать упругость подобно резине.

Эти герметики могут заполнять зазоры до 6 мм, при этом наличие неровностей на сопрягаемых поверхностях компенсируется эластичностью уплотняющего слоя. Обычные силиконовые герметики могут использоваться в соединениях, имеющих рабочую температуру до +200 °С...+250 °С, термостойкие до +300 °С...+350 °С, а термостойкие с медным наполнителем до +375 °С.


Их отличает отличная адгезия к самым разнообразным основам (стеклу, бетону, металлу, дереву, пластмассам и многим другим поверхностям, за исключением тефлоновых и замасленных), прочность и долговечность.


Силиконовые герметики не обладают стойкостью к бензину – их нельзя применять для ремонта карбюраторов, бензопроводов, других узлов и деталей системы питания топливом. Некоторые виды этих герметиков разрушаются в среде этиленгликоля (тосола) и моторных масел. Использовать герметики для ремонта прокладок автоматических коробок передач категорически запрещается, так как попадание герметика внутрь может привести к серьезной поломке.

Полиуретановые герметики

Полиуретановые герметики используются в качестве формирователей прокладок и для герметизации швов и стыков кузовных деталей автомобилей.

По свойствам такие герметики близки к полиуретановым клеям, поэтому обладают высокой адгезией и непригодны для разборных соединений. На сегодняшний день полиуретановые герметики являются оптимальным герметизирующим материалом в строительстве.


При контакте с влагой воздуха полиуретановые герметики твердеют в течение нескольких часов без усадки, образуя прочный, эластичный и долговечный шов.


Полиуретановые герметики обладают великолепной эластичностью, т. е. способны многократно растягиваться без разрывов, а после снятия нагрузки возвращаются к прежней форме.

Использование полиуретанового герметика в качестве прокладки

В зависимости от марки полиуретанового герметика, показатель эластичности материала (относительное удлинение на разрыв) колеблется от 460 % до 910 %.

В случае повреждения шва, его легко восстановить, повторно нанеся полиуретановый герметик на шов.


Полиуретановые герметики могут быть использованы при низких температурах, но в этом случае перед применением упаковки с герметиком достаточно содержать в теплой среде; устойчивы к воздействию ультрафиолета, солей, кислот и щелочей с концентрацией до 10 %.

Анаэробные герметики

Анаэробные герметики применяются для герметизации резьбовых соединений, фланцев и плоских стыков вместе с обычными прокладками или вместо них. В отличие от силиконовых герметиков обладают достаточной стойкостью в среде моторного масла, бензина, дизельного топлива и этиленгликоля. Могут использоваться в соединениях, рабочая температура которых не превышает +80 °С...+150 °С, в редких случаях до +175 °С.

Термостойкие герметики

Предназначены для ремонта деталей выпускной системы, работающих при воздействии отработавших газов в условиях вибрации и механических нагрузок. Могут быть твердыми (одна из разновидностей «холодных сварок») или пастообразными и иметь керамический наполнитель. Наносятся на очищенные от масла и ржавчины и высушенные поверхности. В некоторых случаях требуется выдержка в течение 12 часов.

Рекомендации


Залог успеха при ремонте автомобиля с использованием клеев и герметиков – правильно выбрать и, что еще важнее, правильно применить необходимый состав.

До проведения работ желательно определить:

  • Характер повреждения и необходимость в дополнительных элементах (заплаты, заглушки, крепеж и т.д.)
  • Из каких материалов изготовлены детали, подлежащие склеиванию
  • Площадь склеиваемой поверхности и требуемый расход материалов
  • Условия работы клеевого соединения (действующее на него усилие, температура, давление, вибрация и т.д.)
  • Характер окружающей среды (наличие бензина, моторного и других масел, этиленгликоля, воды и т.д.)

При выборе клея или герметика следует внимательно изучить инструкцию и определить:

  • Соответствие материала условиям и целям ремонта (нет ли противопоказаний)
  • Необходимость применения дополнительных материалов – специального активатора и (или) праймера
  • Потребность во вспомогательных материалах (моющих веществах, растворителях, наждачной бумаге, липкой малярной ленте и т.д.)
  • Потребность в инструменте (кисти, шпатели, пистолет-аппликатор и т.д.)
  • Жизнеспособность готового к работе материала (время его отверждения, исключающего возможность применения)
  • Требования по подготовке поверхностей
  • Способы удаления излишков клея или герметика
  • Количество материалов, необходимых для выполнения ремонта по рекомендуемой технологии склеивания или герметизации