Главная задача герметиков — обеспечивать защиту соединений и швов от проникновения влаги, воздуха, различных активных веществ и даже звука. В основном герметики выступают в качестве уплотнителей или легких адгезивов, иногда они выполняют декоративные функции. Сфера их использования широка: от кузовного ремонта до ремонта двигателей. Герметики бывают нескольких разновидностей — их выбирают в зависимости от вида выполняемой операции.
Наибольшее распространение в практике автосервисов получили герметики на основе полимеров.
В первую очередь их популярность связана с тем, что такие материалы обладают широким диапазоном свойств, необходимых при ремонте автомобилей. Как правило, все они отверждаются под воздействием воздуха.
Полимерные герметики подразделяются на несколько типов – в зависимости от способа их применения и специализации для определенного вида работ.
Среди всех полимерных герметиков особую группу составляют материалы, главное предназначение которых — уплотнение деталей агрегатов автомобиля. В этой области их применяют вместе, а то и вместо прокладок для предотвращения течей при соединении блока цилиндров с крышкой головки или поддоном масляного картера, крышками подшипников, ремней, для монтажа элементов коробки передач и т. п.
При выборе таких материалов важно помнить следующее. Условия, в которых герметику приходится выполнять свои функции, крайне суровы, поэтому он должен обладать широким спектром свойств. Как минимум это стойкость к высокой температуре, доходящей до +1400 °С, нечувствительность к воздействию активных веществ и воды, быстрая полимеризация, хорошие адгезивные свойства, высокая степень эластичности и т. д.
Предусмотреть полный набор всех этих качеств в заданных пропорциях в случае с обычными герметиками проблематично, поэтому при ремонте агрегатов можно использовать только специализированные высокотемпературные материалы, предназначенные именно для ремонта двигателя.
Попытки заменить их аналогами, используемыми в других областях, могут закончиться плачевно. Более того, ряд производителей рекомендуют применять для ремонта выпускаемых ими автомобилей только определенные препараты: они могут обладать дополнительными свойствами, которых не окажется у прочих герметиков.
Поэтому игнорировать подобные предписания завода в вопросе выбора герметика не стоит. Однако далеко не все концерны столь категоричны, и в большинстве случаев при ремонте двигателя или коробки передач допускается использование универсальных специализированных материалов — главное, чтобы они были предназначены для агрегатного ремонта.
Как же выбрать универсальный герметик? В принципе, все подобные вещества обладают схожим составом и набором свойств. Однако при покупке герметика стоит обратить внимание на следующие моменты.
Желательно покупать материалы известной фирмы
Технология их производства на сегодняшний день уже настолько отработана, что, приобретая препарат популярного бренда, вы практически полностью защищаете себя от некачественного продукта.
Большинство поставляемых сейчас в продажу герметиков полностью готовы к употреблению. Однако встречаются и двусоставные препараты. Какие из них лучше – вопрос, скорее, личных предпочтений. По качеству односоставные препараты практически аналогичны двусоставным. При этом они имеют ряд преимуществ по сравнению с двусоставными. С такими герметиками работать удобнее, к тому же большинство из них можно использовать многократно: для этого достаточно, чтобы на выходном отверстии емкости была сформирована пробка из того же герметика.
Приготовленный двусоставный раствор в случае, если не удастся его израсходовать за короткий период, приходит в негодность. Однако скорость полимеризации двусоставного препарата при прочих равных условиях выше, чем односоставных конкурентов.
Применяя герметик в качестве уплотнителя при ремонте агрегата, важно учитывать все рекомендации производителя.
Если он требует наносить препарат под прокладку, использование его вместо прокладки недопустимо. И, наоборот: на некоторых автомобилях соединения крышки головки цилиндров или масляного поддона с блоком уплотняют только герметиком. В этом случае не стоит «для надежности» ставить прокладку, однако важно выбрать именно тот герметик, который рекомендован заводом.
Нанося состав, необходимо помнить, что при затягивании болтов существует опасность выдавливания вещества из-под прокладки, причем в этом случае не только будет потеряна герметичность соединения, но и возникнет угроза того, что излишки препарата попадут в масло и станут причиной поломки двигателя.
Особенно это актуально, если вы используете один из универсальных аналогов, вязкость которого может оказаться ниже, чем рекомендованного производителем. Чтобы избежать таких неприятностей, после нанесения герметика дайте ему какое-то время на то, чтобы затвердеть, и лишь затем устанавливайте прокладку или крышку.
Опять же, не спешите затягивать болты. Подтяните их с равномерным усилием по кругу до тех пор, пока прокладка не начнет выдавливать герметик. Сделайте паузу и дайте возможность герметику подсохнуть. Он должен принять стабильную нерастекающуюся консистенцию. Обычно для этого бывает достаточно 20-30 минут, хотя в отдельных случаях время может существенно отличаться от указанного. Так что смотрите по материалу. Как только должное состояние будет достигнуто, окончательно затяните болты.
Использование герметиков при слесарных работах
Герметики применяют при монтаже определенных узлов подвески, системы охлаждения двигателя и т. п. В большинстве случаев для каждой определенной операции производители рекомендуют свой герметик.
Однако при проведении таких работ не возбраняется использование и универсальных средств. Важно только подобрать их по соответствующим параметрам.
В первую очередь требуется проследить, чтобы герметик не боялся тех веществ, с которыми ему предстоит взаимодействовать. Не все одинаково стойки к бензину, воде, тосолу. Выберите тот тип препарата, который нужен в данном соединении.
Некоторые вещества предназначены для работы только в диапазоне до +90 °С. Соответственно, их нельзя применять для уплотнения, скажем, в системе охлаждения, рабочая температура в которой может подниматься до более высоких показателей.
Важный параметр – эластичность материала. При герметизации таких деталей, как, например, пыльники приводных валов, необходимы вещества с высокой эластичностью, которая позволит уплотнить подвижные соединения.
Прозрачные герметики имеют смысл тогда, когда важно, чтобы уплотнение было незаметно.
Герметики в кузовном ремонте
При кузовных работах герметики используют едва ли не чаще, чем при проведении слесарного ремонта. В первую очередь их применяют для герметизации сварных и монтажных швов, при арматурных работах, для вклейки стекол.
Герметики наносят разнообразными способами, каждый из которых удобен в той или иной ситуации. Да и сами герметики могут различаться по составу и типу.
Однако обычно проблем с выбором типа и вида герметика не возникает. Дело в том, что в большинстве случаев кузовщикам, задача которых при ремонте — воссоздать первоначальный облик автомобиля, имеет смысл ориентироваться на то, какого типа препарат использовали производители и какие швы они наносили с его помощью. Такая подсказка во многом упрощает выбор материала и технологии.
Для воссоздания заводских швов, имеющих сложную структуру, обычно выбирают напыляемый герметик. Для его нанесения нужен специальный пневмопистолет, благодаря которому удается равномерно обрабатывать широкие поверхности. Такие герметики имеют более жидкую консистенцию, чем другие препараты, поэтому они пригодятся и в тех случаях, когда нужно заполнить внутренние полости. Получаемые швы имеют ровную поверхность, стройную текстуру, однако этими материалами невозможно заделывать трещины и углубления, так как толщина слоя не может превышать 7 микрон.
Когда же необходимо создать широкий шов или выровнять герметиком определенную фактуру, используют материалы, упакованные в нажимные картриджи. Для работы с такими герметиками требуется специальный ручной или универсальный пистолет.
Преимущество их в том, что благодаря повышенной вязкости они могут заделывать широкие, до 10 мм, трещины. Кроме того, благодаря поставляемой вместе с картриджами направляющей насадке легко регулируется толщина слоя, а также рисунок шва. Для их изменения нужно лишь сделать соответствующий вырез на конусообразной пластиковой насадке. Однако швы от таких герметиков грубее, чем те, которые можно выполнить с помощью пневмопистолета. Поэтому их обычно применяют в тех местах, которые не бросаются в глаза.
Все герметики для кузовных работ обладают стойкостью к маслам и растворителям.Время, необходимое для отвердевания, различно у всех герметиков для кузовного ремонта. Первичная полимеризация происходит в интервале 0,5–2 часа. Причем «на отлип» герметики подсыхают уже через 15 минут, а через полчаса они готовы к окраске. Полное же отвердевание требует более длительного времени. В среднем период полной полимеризации определяется из расчета 3 мм шва за каждые 24 часа.
Не стоит делать шов слишком толстым. Качество защиты от его толщины не улучшится, а в некоторых случаях может даже ухудшиться.
При этом вы проиграете и в расходе материала, и в скорости застывания. Ускорить, причем существенно, процесс сушки можно за счет помещения детали в печь. Уже при +60 °С время полимеризации сокращается в несколько раз. Но быстрая скорость отверждения далеко не всегда оказывается плюсом.
При некоторых работах она может стать помехой — например, если вы в один прием производите герметизацию в большом объеме, скажем, обрабатывая полости моторного отсека. В этом случае вы просто не успеете заделать все швы за короткое время, и герметик затвердеет раньше, чем нужно. Так что лучше брать препараты с большей выдержкой.
Большинство веществ для кузовного ремонта требуют предварительного обезжиривания поверхности и обработки ее грунтом. Если герметик наносят на место старого шва, перед обработкой необходимо тщательно очистить поверхность от остатков препарата. Для предварительной обработки годны любые растворители и двухкомпонентные грунты по металлу.
Однако иногда полезны вещества, не требующие предварительной обработки. Они обладают чуть меньшим качеством адгезии и защиты поверхности, однако удобны при работе с труднодоступными местами и скрытыми полостями.
Обычно одни и те же герметики бывают различных цветов. Это делается для того, чтобы их можно было использовать без последующей окраски, которая не является обязательной процедурой, поскольку обработанная поверхность не требует дополнительной защиты. На тех машинах, на которые сами производители наносят швы поверх эмали, предпочтительнее обходиться без окраски — можно выбрать герметик, подходящий по тону к цвету кузова.
Не окрашены только герметики для крепления стекол. Для этой работы применяются специализированные полиуретановые препараты. Они обладают достаточно высокими клеящими свойствами и вязкостью, поэтому уже через несколько минут после установки стекло способно удерживаться на раме без дополнительной фиксации; полная же полимеризация герметика происходит в течение 20-24 часов.
Для обработки широких труднодоступных поверхностей, например таких, как днище автомобиля, колесные арки, основания стоек и т. п., применяются синтетические каучуковые герметики. Их наносят жесткой нейлоновой кистью.
Обычно эти препараты отличаются высокой степенью эластичности и хорошими адгезивными качествами, поэтому их можно использовать при герметизации сочленений, обладающих подвижностью.
Однако в любом случае перед работой поверхность приходится обрабатывать. Сроки затвердевания таких веществ в среднем соответствуют срокам затвердевания полимерных материалов. Температура же эксплуатации ниже и обычно не превышает +80 °С. Этот фактор важно учитывать при выборе каучукового герметика для проведения тех или иных работ.
В кузовном ремонте применяется и еще один вид герметиков — ленточные. Как правило, ими герметизируют ровные удлиненные швы при сочленении двух налагаемых друг на друга деталей. Преимущество их состоит в удобстве укладки, быстром затвердевании адгезивного слоя. Однако ими невозможно загерметизировать швы со сложной фактурой или извилистым профилем.