В состав каждой судовой энергетической установки входит двигатель. Кроме главного судового двигателя, обеспечивающего движение судна, существует вспомогательный, предназначенный для привода электрогенераторов, насосов, вентиляторов и др. устройств.


В качестве судового двигателя используются:

  • Двигатели внутреннего сгорания (на транспортных, промысловых и вспомогательных судах)
  • Паровые турбины (на крупных танкерах, контейнеровозах, газовозах судах и судах с ядерной энергетической установкой)
  • Газовые турбины (на военных кораблях, транспортных судах на подводных крыльях, судах на воздушной подушке)

Судовой двигатель NVD 36


Судовые двигатели обладают большим рабочим ресурсом, возможностью реверсирования и умеренной трудоемкостью технического обслуживания, проводимого в судовых условиях. В подобных двигателях используется, в основном, топливо тяжелых сортов. Жесткие ограничений по массе и размерам двигателя отсутствуют.


Условия работы судовых дизелей:

  • Температура окружающего воздуха в помещении - от +5 °С до +50 °С
  • Температуры наружного воздуха – от -45 °С до +45 °С (при относительной влажности до 98 % при +25 °С)

Номинальная мощность судового двигателя обеспечивается при температуре окружающего воздуха до +25 °С, атмосферном давлении до 101 кПА и температуре забортной воды +32 °С. Дизель-редукторный агрегат допускает работу на максимальной мощности в течение часа непрерывной работы, при этом повторение режимов работы на максимальной мощности может происходить не менее чем через 6 ч. эксплуатации в других режимах. Суммарная наработка в режиме максимальной мощности должна быть не более 10 % от общей.

Самой ответственной и дорогостоящей деталью судового двигателя является коленчатый вал. Через шатуны он воспринимает усилия от поршней и передает их гребному винту. При работе двигателя на коленчатый вал действуют скручивающие и изгибающие усилия, меняющиеся по величине и направлению, поэтому его приходится отливать, отковывать или отштамповывать из специальных сортов стали.

В процессе хранения или проведения межремонтных работ точные поверхности валов судовых двигателей нуждаются в антикоррозионной защите.


Высокая влажность воздуха, перепады температур или использование покрытия ненадлежащего качества приводят к образованию коррозионных пятен или язв на поверхностях валов.

В конечном итоге перед владельцами судов или судоремонтными предприятиями встают проблемы выбраковки изделий, потери времени и денежных средств. Чтобы этого избежать, необходимо применять специальные консервационные смазочные материалы. При этом следует постоянно контролировать состояние смазки и своевременно проводить переконсервацию валов. В противном случае на поверхностях валов образуются коррозионные пятна и требуется повторное шлифование.


Сегодня в качестве консервационной смазки наиболее успешно используется антикоррозионное покрытие Molykote Metal Protector Plus.

Molykote Metal Protector Plus


Покрытие Molykote Metal Protector Plus наносится легко и чисто, после высыхания образует сухую и прозрачную пленку, через которую отлично просматривается состояние шеек вала. Тонкая пленка покрытия не требует обязательного смывания перед монтажом, хорошо растворяется в масле и не загрязняет масляную систему.