Способность гидравлического масла сохранять определенную вязкость при изменении температуры, а также его моюще-диспергирующие, антикоррозионные и противоизносные свойства – залог долгой службы гидравлического оборудования.
Исходя из рекомендаций изготовителей оборудования нормальный запуска гидравлической системы возможен при использовании масла, вязкость которого не превышает 8001000 мм2/с.
Слишком большая вязкость может стать причиной невозможности или, по крайней мере, небезопасности запуска. Для эффективной и стабильной работы гидравлической системы вязкость масла при максимальной эксплуатационной температуре не должна быть ниже 10 мм2/с. В противном случае масляная пленка истончается, что может привести к повышенному износу элементов системы, например, насосов.
В целях снижения зависимости вязкости масла от температуры его насыщают особыми загущающими присадками. К ним относятся некоторые виды полимеров. Они вводятся в масло в установленной пропорции и обеспечивают ему определенный (высокий) индекс вязкости.
Однако с течением времени индекс вязкости масла уменьшается из-за постепенной деструкции молекул присадки под влиянием механических (сдвиговых) нагрузок в процессе эксплуатации гидросистемы. На гидравлическое масло воздействуют значительные нагрузки, например, при прохождении большой скорости потока сквозь микронные зазоры (в насосах, распределительной аппаратуре).
Скорость уменьшения деструкции зависит от типа полимера: дешевые присадки довольно быстро теряют свою эффективность, буквально распадаясь. В результате вязкость масла при высокой температуре очень быстро может оказаться на уровне ниже критического, а это приводит к повышенному износу и поломке оборудования (особенно насосов). Естественно, что выход оборудования из строя на предприятии означает увеличение затрат, связанное с его ремонтом, и падение прибыли из-за простоя.
Перед производителями ГСМ стоит непростая задача: создать всесезонное гидравлическое масло, формирующее прочную масляную пленку, устойчивое к деструкции под влиянием сдвиговых нагрузок и долгое время сохраняющее стабильную вязкость.
Только такое гидравлическое масло позволит системе работать эффективно. Чтобы сохранить свойства продукта при его широкой эксплуатации, необходим скрупулезный выбор типа и количества полимерной присадки.
Вот уже несколько десятилетий наиболее популярные гидравлические масла выпускаются под маркой Shell Tellus. Теперь они стали еще совершеннее.
Некоторое время назад отделение Shell по смазочным материалам презентовало новое поколение всесезонных гидравлических масел Shell Tellus T, Shell Tellus STX и Shell Tellus Arctic, при разработке которых учитывались современные достижения в сфере силовой гидравлики. Эти продукты предназначены для использования в оборудовании, работающем при больших температурных перепадах.
Для их производства использовалась качественно новая технология загущающих полимерных присадок, поддерживающая определенную вязкость масла. В отличии от многих масел-конкурентов, молекулы полимера, применяемого в новых гидравлических маслах Shell Tellus, имеют высокую устойчивость к деструкции - это означает, что они не распадаются, и вязкость масла остается на рабочем уровне в любых условиях.