Компрессорные масла – это масла для индустриальных компрессоров. Они применяются для повышения уровня герметичности камер сжатия, снижение трения и износа, теплоотвода.


Особенностью применения смазок является факт тесного соприкосновения с горячим сжатым газом. Вязкость компрессорных масел варьируется в диапазоне 7...30 мм2/с при +100 °С, уровень температуры воспламенения – +190...+275 °С. Компрессорные масла имеют малую испаряемость, превосходные антиизносные качества, хорошую термостабильность (до +250 °С), химическую устойчивость к сжимаемым в компрессорах газам (воздух, О2, СО2, С2Н2).

Какие элементы компрессоров следует смазывать такими маслами? На поршневых компрессорах – это цилиндры и клапаны. Детали движущего механизма компрессоров обычно смазывают промышленными маслами. Компрессоры с общей системой смазки цилиндров и движущего механизма смазываются компрессорными маслами.


Главные задачи компрессорного масла:

  • Смазывание пар трения в компрессорах
  • Охлаждение нагревающихся элементов компрессора в процессе работы
  • Соблюдение герметичности (минимизация зазоров)
  • Фильтрование

По правилам, установленным Госгортехнадзором СССР, после каждой последующей стадии сжатия воздушного компрессора температурный уровень воздуха не должен быть более +170 °C (для промышленных компрессоров – не более +180 °C).

Компрессорные масла, смазка компрессора


При этих обстоятельствах, главным свойством компрессорных масел является термоокислительная устойчивость – способность уменьшить до минимума количество коксовых отложений в нагнетательных линиях компрессоров.

Также помните, что основной причиной возгораний в смазанных маслом компрессорах, является формирование твердых веществ распада и нагаробразование, получающееся от работы масла.


Термические требования стабильности масел ужесточаются в прямой зависимости от температуры нагнетания компрессора. Образование коксоотложений зависит от термостабильности масла и вязкости данного масла. Чем меньше вязкость, тем быстрее масло циркулирует по нагнетательному тракту компрессора – с таким маслом вам не грозит много отложений в системе нагнетания.

Если верить технике безопасности эксплуатации воздушных компрессоров (ISO 5388), в компрессорах, которые смазываются маслом, коксовые отложения должны регулярно удаляться.


У поршневых компрессоров более важным является температурный критерий – температура самовоспламенения компрессорных масел. Логичным будет сказать, что дистиллятные масла с низкой температурой вспышки имеют более высокую температуру вспышки, нежели высоковязкие масла.


Какие бренды предлагают качественные и безотказные смазочные материалы для компрессоров? В первую очередь, это Shell Corena и Mobil Rarus.

Правильный выбор компрессорных масел позволяет компрессорам работать долго и беззаботно, поэтому, чтобы продлить срок службы узлов и механизмов – лейте в компрессоры исключительно качественные масла. Если вы предпочтете сэкономить, то помните, что это может выйти вам боком, последствия могут быть весьма неприятными.

Обозначаются российские компрессорные масла по их классификации, утвержденной в 1980-х гг.


Группы компрессорных масел:

  • I группа. Масла для компрессоров (работа в умеренном режиме), сжимающие воздух и прочие нерастворимые в масле газы (температура нагнетания < +160 °С)
  • II группа. По аналогии с I группой, (температура нагнетания < +180 °С)
  • III группа. Масла для компрессоров, работающих в суровых условиях (температура нагнетания < +200 °С)
  • IV группа. Масла для компрессоров, работающих с высоким давлением, работающих в исключительно тяжелых условиях (температура нагнетания < +200 °С).

Далее, по классификации, масла разделяют таким образом. Литера "К" означает "компрессорное масло". Группу масла выражают цифрой после "К", кроме I группы. Вслед за дефисом идет цифра, определяющая кинематическую вязкость при +100 °С.