Смазывание турбокомпрессорных и центробежных механизмов обычно осуществляется турбинными маслами, наиболее распространенные тут – это турбинное масло ТП-22С и ТП-22Б.
Турбокомпрессоры, спаренные с тяжелонагруженными редукторами и условия их работы требуют использования масла с высокой вязкостью – масла КП-8С (ТУ 38.1011296-90). В случае, если требуется осадкоустойчивость и стабильность к окислению – в компрессоры предпочтительнее заливать турбинное масло ТП 22Б и КП-8С. Плюсы данных масел по сравнению с ТП-22С наглядно видны при работе в компрессорах, перекачивающих аммиак.
Далее, расскажем об опасности, которая грозит турбокомпрессорным двигателям в случаях нехватки или применения загрязненного масла.
Первый и главный совет вам: своевременно меняйте масло и фильтр, причем, используйте только масло, подходящее для конкретного турбокомпрессорного двигателя!
Если масла неожиданно стало мало...
Представим ситуацию – в турбокомпрессорных двигателях вдруг обнаруживается недостаток масла, что тогда? Первыми ломаются подшипники. Вслед за выходом из строя одного или более подшипников могут возникнуть и прочие повреждения, скажем, трение роторов турбины и компрессора, или изнашивание уплотнительных колец.
Есть даже потенциальная опасность, что случится трещина в оси турбины, поскольку в стандартных условиях ось и подшипники работают в температурном диапазоне +60...+90 °С.
Дефицит масла повышает отдачу тепла на ротор турбины. Это тепло совместно с теплом, вызванным трением в подшипниках, нагревает ось, ее температура растет до +400 °С, а это способствует закоксовыванию остаточного масла и ведет уже к общему перегреванию оси.
Что происходит дальше? Затем, перегреванию подвергаются уже все подшипники и, собственно, корпус оси. Корпус оси повреждается, а то, из чего сделаны подшипники, вы скоро обнаружите на оси турбокомпрессора.
Ось начинает вибрировать – увеличивается ее износ, появляются заметные повреждения на внешней поверхности впускного канала, а уплотнительные кольца утрачивают присущие им свойства.
Из-за выхода из строя подшипников происходит биение лопаток ротора компрессора о внутренние детали и последующее повреждение.
Расплавление алюминиевых подшипников начинается, если температура существенно выросла, а если говорить о бронзовых подшипниках, то они при перегреве утрачивают слой олова и меняется их цвет.
А если масло грязное?
Смазывание турбокомпрессора обязательно должно производиться фильтруемым маслом! Содержащее загрязнения масло приведет к повреждению деталей. Кроме того, рабочая поверхность подшипника довольно быстро приходит в негодность. В ряде случаев поверхность повреждается настолько сильно, что даже каналы для снабжения маслом засоряются.
Своевременно не принятые меры приведут к тому, что подшипник снаружи и изнутри стачивается так серьезно, что целиком удаляется слой олова.
Также загрязненное масло может нанести повреждения (поцарапать) внешней поверхности подшипника.
Вкладыши из алюминия тоже подвергаются опасности – накапливающиеся загрязнения могут задерживаться на поверхности и затем откладываться на оси подшипника и в его корпусе.
Если вы заметили отложения закоксованного масла на роторе турбины, то объяснение этому можно искать в повреждении системы герметичности турбокомпрессора, загрязненном масле в корпусе оси или проникновении масла в выпускную систему из-за большого износа двигателя. Это может произойти из-за повышенного давления в масляном картере, засорения сливного маслопровода турбокомпрессора или грязного воздушного фильтра.