Гидравлические жидкости являются неотъемлемым компонентом любой гидросистемы. Они обеспечивают защиту рабочих элементов от износа и позволяют оборудованию нормально работать в условиях различных температур, нагрузок и влажности. Одним из материалов, широко применяемых для обслуживания гидравлических систем, является масло ВМГЗ.
Расшифровка аббревиатуры
Масло гидравлическое ВМГЗ – это маловязкая морозостойкая минеральная жидкость, изготавливаемая при помощи гидрокаталитических процессов и загущенная полиметаакрилатной присадкой.
У аббревиатуры ВМГЗ следующая расшифровка:
- В – всесезонное
- М – масло
- Г – гидравлическое
- З – загущенное
Всего существует 10 классов вязкости гидравлических масел: 5, 7, 10, 15, 22, 32, 46, 68, 100, 150. По составу различают 3 группы жидкостей: А, Б, В. К первой группе относятся нефтяные масла без присадок, которые используются в низконагруженных системах с шестеренчатыми или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и температурах до +80 °C.
В группу Б входят материалы, в составе которых присутствуют антикоррозионные и антиокислительные присадки. Такие жидкости используются в средненагруженных гидравлических системах с различными видами насосов. Работают такие жидкости при давлении до 2,5 МПа и температурах свыше +80 °C.
Группа В включает в себя высокоочищенные масла, в состав которых входят антиокислительные, противоизносные и антикоррозионные присадки. Жидкости данной категории предназначены для гидросистем, где давление превышает 25 МПа, а температуры свыше 90 °C.
По ГОСТ-17478.3 данный материал имеет название МГ-15-В.
"МГ" означает, что это минеральное гидравлическое масло. Индекс "15" указывает на класс вязкости. При температуре 40 °C кинематическая вязкость такого масла будет составлять от 13,5 до 16,5 мм2/с (сСт). Буква "В" указывает принадлежность к определенной группе по эксплуатационным свойствам.
Характеристики масла
Масло ВМГЗ производится в 3 видах, которые различаются по температуре застывания и вязкости: ВМГЗ-45 °C, ВМГЗ-55 °C, ВМГЗ-60 °C. Чем ниже температура застывания, тем меньше вязкость гидравлической жидкости.
Данный вид гидравлических жидкостей обладает антипенными, антиокислительными, деэмульгирующими, антикоррозионными и противоизносными свойствами. Эти материалы способствуют уменьшению пенообразования, отделению воды, защищают систему от коррозии и износа и устойчивы к окислению.
Технические характеристики масла ВМГЗ:
- Цвет темно-янтарный
- Отсутствие воды и механических примесей
- Класс вязкости по ISO – 15
- Температура застывание – от -45 °C до -60 °C
- Температура воспламенения в открытом тигле – +135 °C
- Плотность масла при t < 20 °C – 865 кг/м3
- Коэффициент вязкости ≥ 160
- Максимальная зольность 0,15 %
- Кинематическая вязкость при +50 °C – 10 м2/с
- Кинематическая вязкость при -40 °C – 1500 м2/с
Область применения
Всесезонное гидравлическое масло ВМГЗ используется в системах гидроуправления (ГУР) и гидропривода подъемно-транспортной, лесозаготовительной, дорожной, строительной и другой техники. Оно обеспечивает надежную эксплуатацию машин, обеспечивает легкий пуск гидропривода при низких температурах и без предварительного прогрева.
Масло может использоваться на открытом воздухе в диапазоне температур от - 35 °C до +50 °C. Это зависит от типов насосов, которые используются в гидросистеме: шестеренчатые, пластинчатые, аксиально-поршневые.
Самое важное качество масла ВМГЗ – возможность круглогодичного применения без сезонной замены гидравлической жидкости. Оно подходит для всесезонного использования в промышленном оборудовании и машинах, которые эксплуатируются в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири. В качестве зимнего масла жидкость ВМГЗ можно использовать в зонах умеренного климата.
ВМГЗ или HVLP?
Сегодня на рынке представлено больше количество зарубежных гидравлических масел. Их выпускаю такие компании, как Shell, Mobil, Fuchs, Castrol, Bechem и другие. Они идут под индексом HVLP или HLP. Если их сравнивать с отечественными жидкостями от компаний ЛУКОЙЛ, Газпромнефть-СМ, Роснефть, ТНК, то существенных различий вы не обнаружите.
Пакеты присадок, используемых в маслах, у всех компаний одинаковы. Производителей базовых масел во всем мире не так уж и много. Тем не менее разница в составе присутствует. Все дело в том, что каждая компания стремится выделить определенные характеристики своей продукции. Одни улучшают температурные свойства, другие – антикоррозионные, третьи – увеличивают эксплуатационный срок жидкости и так далее.
Отечественным аналогам, которые поставляются на рынок не под торговой маркой, доверять не следует. Поэтому, если выбор пал на масла ВМГЗ, то лучше всего приобретать продукцию известных компаний: ЛУКОЙЛ, ТНК, Газпромнефть-СМ, Роснефть.
Выбор импортного масла обусловлен стоимостью самого оборудования. Порой разница в стоимости двух одинаковых материалов от разных производителей может составлять до 20 %. Как правило, на маслах не экономят владельцы нового оборудования и техники, на которые действует гарантийный срок. Поэтому они вынуждены использовать те жидкости, которые им предлагает сервисный центр официального дилера. Владельцы подержаной техники предпочитают отечественные фирменные масла и зарубежные составы средней стоимости.
Так или иначе при выборе гидравлического масла в первую очередь нужно руководствоваться инструкциями от производителей оборудования, а также доверять проверенным брендам и надежным поставщикам.
Особенности сезонного использования масла
Сезонные гидравлические масла не следует использовать круглогодично. Особенно это касается подержаной техники, где в изношенных насосах очень большие зазоры между рабочими элементами. Например, если в таком оборудовании применяется зимнее масло, которое при нагреве становится жиже, то его производительность резко и значительно понизится, а также уменьшится давление в системе. Это связано с тем, что рабочая жидкость попросту проливается между корпусом насоса и плунжером.
В летнее время работа на зимнем масле приводит к масляному голоданию. Это происходит из-за того что материал имеет низкую прокачиваемость. Чаще всего это происходит с оборудованием и техникой, которые оснащены мощными гидронасосами, например, экскаваторы, автокраны и т.д.
При работе с летними маслами в зимнее время года жидкости попросту замерзают. Некоторые пользователи для того, чтобы снизить вязкость материала в гидросистему добавляют дизельное топливо, что в последствие приводит к неприятным последствиям.
Несмотря на то, что в масле присутствуют антипенные присадки, в процессе работы в нем образуются пузырьки воздуха. Если в рабочей жидкости присутствует дизельное топливо, то внутри этих пузырьков вместо обычного воздуха возникает топливная смесь. В процессе сжатия масла в гидроцилиндрах происходит ее воспламенение, вследствие чего уплотнения гидросистемы разрушаются.