Любой потребитель желает иметь масло с оптимальными эксплуатационными свойствами для каждого конкретного случая применения. Отсюда и наличие большого ассортимента масел. Производство большого количества разновидностей масел технически и экономически нецелесообразно.
Во избежание этого, нефтеперерабатывающая промышленность выпускает ограниченное количество базовых масел, которые смешиваются между собой и с присадками на маслосмесительных заводах для получения товарных масел с необходимыми эксплуатационными свойствами. Производство товарных масел состоит из двух стадий – производства базовых масел и смешения компонентов (компаундирования).
Базовые минеральные масла производятся нефтеперерабатывающими заводами, чаще всего принадлежащими крупным нефтекомпаниям, так как для управления производством и его совершенствования требуется крупный финансовый капитал и научный потенциал.
Базовые масла различаются между собой вязкостью, химическим составом и некоторыми другими свойствами. Базовое масло – это основа товарного масла, готовая к смешению, но еще без присадок. Сырьем для смазочных масел могут быть минеральные и синтетические базовые масла. Химический состав минеральных масел зависит от нефти, из которой произведено масло. Химический состав синтетических масел зависит от исходного сырья (мономеров) и метода синтеза.
Общая схема производства базовых минеральных масел:
- Атмосферная перегонка, при которой отделяются легкокипящие фракции (светлые продукты) и атмосферный остаток или мазут, который служит сырьем для вакуумной перегонки при производстве масел
- Вакуумная перегонка атмосферного остатка (мазута) осуществляется при более низкой температуре в вакууме, что позволяет перегонять вязкие продукты; получаемые фракции масел - вакуумные дистилляты с разной вязкостью и вакуумный остаток, из которых получают высоковязкие базовые масла
- Очистка фракций вакуумной перегонки методом экстракции, при помощи которой растворителями отделяются нежелательные соединения
- Депарафинизация фракций, при которой отделяются парафины
- Другие технологические процессы улучшения качества базовых масел: гидрирование, каталитический гидрокрекинг, очистка отбеливающей глиной или кристаллическим алюмосиликатом (например, цеолитом) и др.
Основные фракции вакуумной перегонки атмосферного остатка (мазута):
- Легкое вакуумное масло (температура кипения +300...+400 °С)
- Тяжелое вакуумное масло (температура кипения +350...+420 °С)
- Остаточное масло (температура кипения +420...+490 °С)
Остаток после отделения дистиллятов называют гудроном или вакуумным остатком (температура кипения > +500 °С). Он составляет около 20-30 % от исходного сырья. Иногда остаточное масло не выделяется в отдельную фракцию, а производится из вакуумного остатка. Такое масло после процесса очистки называется осветленным остаточным маслом.
По фракционному составу базовые масла делятся на дистиллятные, компаундированные и остаточные. Дистиллятными маслами являются отдельные фракции или их смеси. Компаундированные масла получаются смешением дистиллятов и остаточных масел.
Одной из основных тенденций развития производства базовых масел в Европе является вовлечение в рецептуру товарного моторного масла базовых масел гидрокрекинга различной степени обработки. Такие масла получают различными методами гидрообработки (каталитического гидрокрекинга, каталитической депарафинизации, каталитической гидроизодепарафинизации, гидроочистки) масляных рафинатов. являющихся сырьем гидропроцессов. Дело в том, что сырье для получения базовых минеральных и базовых гидрокрекинговых основ одно и то же – масляные рафинаты.
Однако процесс их обработки отличен. Минеральные базовые основы получают последовательностью различных методов очистки от нежелательных компонентов, заканчивая депарафинизацией – удалением соединений парафинового ряда, повышающих температуру застывания масла. Процесс обработки масляных рафинатов водородом под высоким давлением в присутствии катализаторов позволяет исключить сложную цепочку процессов и получить практически сразу базовое масло с заданными высокими эксплуатационными свойствами.
Однако и здесь важна последовательность применяемых гидропроцессов. От этого зависит уровень характеристик полученной гидрокрекинговой основы. И моторные масла на подобной основе разных производителей. несомненно, отличаются друг от друга. Наиболее сложным и до рогостоящим среди гидропроцессов является каталитическая гидроизодепарафинизация. Именно таким способом получают гидросинтетические масла.
Такое название является результатом совмещения двух понятий: «гидро» – обработано водородом; «синтетический» – при обработке масляного сырья водородом происходит модификация молекул (как при химическом синтезе синтетических масел) и полу чается базовая основа, приближенная по своим характеристикам к синтетической.
Гидросинтетические масла обладают высокой стойкостью к деформациям сдвига (масляная пленка обеспечивает надежную смазку и не допускает контакта «металл-металл» при высоких ско ростях, нагрузках и рабочих температурах; отличными низкотемпературными характеристиками и высоким индексом вязкости. По многим своим функциональным свойствам они не уступают синтетическим, а по стоимости дешевле.