Индустриальные масла работают в промышленности и в бытовых целях для смазки разного рода механизмов. В такие масла в некоторых случаях могут заливаться антиокислительные, загущающие, противокоррозионные присадки, совершенствующие их свойства.


Линейка индустриальных масел регулярно пополняется новыми разработками.

Индустриальные масла

В зависимости от вязкости индустриальные масла бывают легкими, средними и тяжелыми.


Легкие индустриальные масла


Легкие индустриальные масла (вязкость при 50 °С 5-10 сCт) используются для смазывания высокоскоростных механизмов с небольшой нагрузкой.

В данную группу входит масло Л (велосит) и Т (вазелиновое), используемое для смазывания прядильных и крутильных механизмов (текстильная отрасль промышленности), шпинделей (станки для металлообработки); сепараторное масло Л; швейное масло для швейных, вязальных и трикотажных машин; приборное масло МВП (t застывания -60 °С) для смазывания измерительных приборов.


Средние индустриальные масла


Средние индустриальные масла (вязкость при 50 °С 10-50 сCт) применяют для смазывания узлов и механизмов, эксплуатирующихся в средних скоростных и нагрузочных режимах. Эта группа включает в себя веретенные масла, машинные масла, а также сепараторное масло Т. Такие масла используются во многих индустриальных сферах; например, для смазывания подшипников электродвигателей и гидросистем станков для металлообработки.


Тяжелые индустриальные масла


Тяжелые индустриальные масла (вязкость при 100 °С 10-30 сCт) применяют для смазывания промышленного оборудования, эксплуатирующегося при малой скорости и большой нагрузке, скажем, кузнечно-прессовое оборудование, червячные передачи, зубчатые передачи.


Кроме этих групп, к индустриальным маслам относятся следующие виды смазочных жидкостей:

  • Приборные масла для смазывания контрольно-измерительной аппаратуры, имеют достаточно высокую вязкость (10-20 сCт при 50 °С) и низкую температуру застывания (до -70 °С).
  • Часовые масла (вязкость при 50°С 20-30 сCт)
  • Турбинные масла (вязкость при 50 °С 20-50 сCт), имеющие высокие антиоокислительные и деэмульгирующие качества; компрессорные масла для смазки поршневых и ротационных компрессоров\
  • Рефрижераторные масла для смазки компрессоров холодильных машин: смазка аммиачных и углекислотных компрессоров осуществляется маслом ХА (фригус), смазка для фреоновых компрессоров – масла ХФ-12 (t застывания -40 °С) и ХФ-22 (t застывания -60 °С)
  • Гидравлические масла, используемые в качестве технических жидкостей в гидросистемах (тормозные системы автомобилей, гидроприводы станков). Они обладают низкими (до -70 °С) температурами застывания, окислительной устойчивостью
  • Масла общего назначения, не содержащие присадок – эту группу составляют нефтяные масла без присадок и легированные масла с присадками (вязкость при 50 °С, 2,2-190 мм2/с), изготовляемые из малосернистых и сернистых нефтей. Подобные масла наиболее популярны в промышленности, они смазывают большинство распространенных элементов оборудования.

К последней группе масел не применяются специальные требования, их рабочие свойства определяются самой нефтяной основой масел.


Группу легированных масел составляют масла с определенным перечнем универсальных качеств.


Такие масла, изготавливаемые по ГОСТ 20799-88, по сути, являются очищенными дистиллятными маслами или результатом смешивания дистиллятных с остаточными маслами.

Они используются в машинах и промышленных механизмах, со стандартными условиями работы (без каких-либо особых требований к антиокислительным и противокоррозионным качествам масел), или вместо гидравлических жидкостей.


Индустриальные масла И-5А, И-8А – дистиллятные масла, изготовленные из малосернистых и сернистых нефтей. Применяют в промышленности для смазывания слабонагруженных, высокоскоростных элементов, в изготовлении масел, смазок, резины. Также сфера применения данных масел насчитывает такие области как: жирование кожи, изготовление пасты, мастики, замазки.


Ряд отраслей народного хозяйства используют такие масла как рабочую жидкость для гидравлических систем.


Индустриальные масла И-12А, И-12А1 – дистиллятные масла, выработанные из сернистых нефтей. Разработаны для смазки втулок, подшипников веретен ровничных машин, механизмов коттонных, кеттельных механизмов, шпинделей металлорежущих станков, для направляющих бабок фильерно-расточных, фильерно-полировочных станков, для подшипников электродвигателей (кольцевая система смазки), как рабочая жидкость в объемных гидроприводах, для поршней аммиачных компрессоров. Применяют для выработки масел с присадками, пластичных смазок, антифрикционных смазок, консервационных смазок, технологических смазок, рабочих жидкостей.


Исходя из требований они могут быть заменены смесью масел И-20А, И-30А с маслами И-5А или И-8А (малая вязкость).


Индустриальные масла И-20А, И-30А, И-40А, И-50А – дистиллятные масла или результат смешивания дистиллятного масла с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки. Их используют как рабочие жидкости для гидравлических систем станков, прессов, для смазки легконагруженных зубчатых передач, средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков.

Самая широкая сфера применения масла И-20А – это гидравлические системы индустриального оборудования, смазка строительных машин, эксплуатирующихся на открытом воздухе. Использование данных масел в таких узлах и механизмах зависит от вязкости: чем выше вязкость масла – тем для более нагруженных механизмах его применяют.


Упомянутые масла могут быть заменены легированными маслами ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49 подходящей вязкости.


Масла индустриальные И-Л-С и ИГП являются дистиллятными, остаточными или смесью масел (дистиллятные + остаточные) из сернистых нефтей селективной очистки. Они также обладают улучшенными рабочими свойствами, поскольку содержат присадки – антиокислительные, противокоррозионные, антипенные.

Их используют для смазки оборудования – отечественного и импортного – в разных сферах народного хозяйства.


Главные показатели качества рабочих свойств масел ИГП – это вязкость, окислительная стабильность, противокоррозионные свойства и пеностойкость.


По причине применения в современных гидравлических системах фильтров тонкой очистки (25, 10, 5 мкм) приобретает все более важное значение показатель фильтруемости масел.

Масла И-Л-С-5, И-Л-С-10, И-Л-С-22 нужны для смазки легконагруженных высокоскоростных механизмов (шпиндели, подшипники).

Масла ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49 используются в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах станков. Они имеют повышенные антиокислительные и противоизносные качества. Их применяют для смазки высокоскоростных КП, редукторов, червячных передач, вариаторов, электромагнитных муфт, зубчатых муфт, подшипников, направляющих скольжения и качения.

Масла ИГП-72, ИГП-91, ИГП-114 заливают в гидравлические системы прессового оборудования, а также для смазки шестеренчатых передач, смазывания зубчатых, червячных редукторов, для промышленных циркуляционных систем.

Масла ИГП-152, ИГП-182 разработано для смазки зубчатых и червячных передач, КП, редукторов.


Превосходство легированных масел ИГП над маслами без присадок подтверждаются длительной практикой их изготовления и использования.