Масло холодильное является неотъемлемой частью любой рефрижераторной техники. Они обеспечивают длительную работу оборудования, смазывают трущиеся детали в компрессорах, тем самым снижая трение и уменьшая износ. О таких маслах и пойдет речь в данной статье.
Что такое холодильное масло?
Холодильные масла – это особая разновидность компрессорных масел, которые отличаются высоким качеством и некоторыми свойствами. Например, они должны взаимодействовать с хладагентами, используемыми в холодильных машинах, например, фреоном, выдерживать экстремально низкие и экстремально высокие температуры, выводить из системы продукты износа и т.п.
Основной функцией холодильного масла является смазывание роторов или поршней, уплотнение клапанов, и, в некоторых случаях, уплотнение контактных колец. Помимо этого, смазочный материал должен отводить тепло от узлов компрессора, а также обеспечивать герметичность клапанов и камер сжатия.
Холодильные масла бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Первые производятся на основе нефтяных продуктов. Они бывают парафиновыми, нафтеновыми и нафтенопарафиновые. Парафиновые и нафтеновые жидкости полностью совместимы с фреонами R-12 и R-22, что упрощает процесс циркуляции масла по системе.
Но фреоны R-12 и R-22 в последнее время заменяют на более современные многокомпонентные хладоны, которые не совместимы с минеральными маслами. Поэтому для обслуживания оборудования, заправленное такими хладагентами, следует использовать полусинтетические и синтетические масла, которые в них растворимы. Синтетика и полусинтетика обладает лучшими смазывающими свойствами, не теряет своих свойств при соединении с хладонами, а также отличается термической стабильностью и совместимостью с различными конструкционными материалами.
Минусы синтетических и полусинтетических масел в их высокой стоимости, а также в гигроскопичности – способности впитывать влагу из атмосферы.
Промышленные масла
Масла для холодильных машин бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Среди синтетических масел наиболее популярные алкинбензольные, полиэфирные и полиалкиленгикольные жидкости. Алкинбензольные (А) применяются в промышленности уже более 25 лет. Они отличаются термической стабильностью и хорошо смешиваются с хладагентами групп ГХФУ и ГФУ, а в некоторых случаях их можно применять с хладонами ХФУ. Такие масла могут быть и полусинтетическими (А/М).
Полиэфирные масла (ПОЕ, POE) предназначены для стационарных машин, где используются фреоны ГФУ, а именно R-134a, R-707c или R-404a. Полиалкиленгикольные жидкости (ПАГ, PAG) в основном применяются в автомобильных кондиционерах с фреоном R-134a UV и R-134a, а также в других мобильных установках.
Промышленное масло должно свободно циркулировать по всей системе и сохранять свою вязкость при отрицательных температурах, чтобы не скапливаться в испарителе. От вязкости также зависит способность масла обеспечивать смазывание и герметичность при повышенных температурах в компрессоре.
Немаловажным свойством масла является стабильность. Это обусловлено тем, что жидкость находится в постоянном контакте как с деталями компрессора, выполненными из различных конструкционных материалов, так и с хладагентом.
Помните, что универсальных холодильных масел не существует, поэтому выбирать нужно то, которое соответствует заданным условиям эксплуатации. Как правило, производители оборудования указывают рекомендуемое масло, которое позволяет достичь оптимальной производительности холодильной системы.
Автомобильные масла
Сегодня в продаже можно встретить минеральные и синтетические масла для автомобильных климатических установок. Понять, какое используется в конкретном автомобиле, не так сложно. В транспортных средствах до 1994 года использовалась жидкость R-12. Для обслуживания кондиционеров таких автомобилей подходят минеральные масла, например, Suniso 5G.
В 1994 году производились автомобили, которые использовали либо жидкость R-12, либо R-134a.
После 1994 года жидкость R-12 полностью заменил фреон R-134a. Поменялось и холодильное масло: теперь при обслуживании климатической автотехники следовало использовать синтетические полиалкиленгликольные масла, соответствующие стандартам PAG 46, PAG 100, PAG 150.
Помните, что после минерального заливать синтетическое масло для кондиционера и наоборот нельзя. Их также нельзя смешивать между собой. В противном случае возрастает риск поломки компрессора, что приведет к большим затратам на ремонт.
Замена масла
Рассмотрим основные принципы замены холодильного масла для кондиционера автомобиля и промышленного оборудования.
Компрессоры холодильного оборудования, как правило, заправляют маслом еще на предприятии изготовителя. Их дозаправка требуется только при установке или в процессе сервисного обслуживания. Долив или полная замена масла также необходимы при заправке холодильной техники хладагентом.
Заправка свежей жидкостью компрессора промышленного оборудования и автомобильной климатической установки схож и состоит из следующих этапов:
- Создание вакуума в системе охлаждения. Вакуумный насос подключается к одному из сервисных вентилей, давление выставляется в значении около 0,1 бар, после чего насос останавливается. После этого нужно снять масляную пробку и подсоединить зарядный шланг с отсекающим вентилем.
- Далее нужно медленно открыть всасывающий сервисный вентиль, чтобы подать в компрессор пары хладагента. Это позволяет создать незначительное положительное давление. После этого всасывающий вентиль перекрывается.
- Затем на зарядном шланге нужно открыть отсекающий вентиль для удаления воздуха. Конец этого шланга опускается на дно емкости, где находится свежее холодильное масло, а затем перекрывают отсекающий вентиль.
- После этого включается вакуумный насос, который должен создать внутри компрессора давление ниже атмосферного
- Открывают отсекающий вентиль и свежее масло поступает в компрессор. Его количество контролируется через специальное контрольное окошко. Как только нужный уровень жидкости достигнут, отсекающий вентиль перекрывается.
- Далее вакуумный насос выключается и открывается сервисный вентиль. Это нужно для создания незначительного положительного давления. После чего зарядный шланг снимается, а на его место закручивается масляная пробка.
Замена холодильного масла подобным образом позволяет исключить попадание в систему воздуха и влаги, но в процессе заправки некоторое количество хладагента теряется. Его объем можно восстановить только после завершения процедуры замены жидкости.