Кому же неизвестен этот знаменитый бренд масел и смазок?

Mobil, масла Mobil, синтетические масла
Бренду Mobil есть, чем похвастать: двигатель аэроплана братьев Райт, паровые машины печально известного «Титаника», турбины первой в истории американской атомной субмарины "Nautilus" были смазаны маслами Mobiloil.

Исторические корни компании уходят в XIX в., когда в штате Нью-Йорк открылась фирма Vacuum Oil Co.


В 1879 году Рокфеллер приобрел компанию Vacuum Oil - это было известное, успешное предприятие, известное своими смазками для промышленной техники и паровых машин.


После антимонопольного судебного процесса 1911 года фирма какое-то время функционировала отдельно, а с согласия федерального суда в 1931 г. слилась с рокфеллеровской фирмой Standard Oil Co. of New York, сокращенно Soсony. Вот именно в тот момент была официально зарегистрирована торговая марка Mobiloil и ее символ, красный крылатый конь Пегас.


Начиная с 1930-х гг корпорация Soсony-Vacuum была уже огромным межнациональным предприятием, ведущим свои торговые операции от африканского побережья до Новой Зеландии и также владела собственным флотом в количестве 32 судов-такнкеров.

Впрочем, можно ли было тогда усомниться в качестве масла Mobiloil, если их использовал сам адмирал Берд, который первым достиг Северного полюса по воздуху, и Чарльз Линдберг, совершивший первый одиночный авиаперелет через Атлантику.

Современное производство масла

Все нефтеперерабатывающие предприятия одинаковы, в принципе. Высоченные крекинговые колонны, километры труб, железнодорожные цистерны с нефтью, характерный запах... Например, на заводе в Гравеншоне (Нормандия), весь технологический процесс перегонки нефти ориентирован на получение смазочных материалов.

Разумеется, бензин, дизтопливо и мазут вырабатываются из соответствующих фракций нефти и здесь, но считаются продуктами побочными. А главное — это выделение вязкой нефтяной основы, ее очистка и превращение в базовое масло, которое потом смешивается с присадками и разливается в тару.


Ведь как бы ни был хорош пакет присадок – стабильность характеристик маслу может обеспечить лишь надежная основа.


производство масла

В первой банке вы можете видеть мутно-желтую субстанцию – продукт простого крекинга нефти.

В двух следующих банках масло менее окрашенное и довольно чистое – его получают путем дополнительной очистки от парафинов и используют как основу для приготовления «минералки».


А в четвертой склянке находится абсолютно прозрачная бесцветная жидкость — та же самая «минералка», но уже после гидрокрекинга – это процесс «облагораживания» минеральной основы, в течение которого масло подвергают специальной обработке в среде водорода (отсюда и приставка «гидро»).

Масло прозрачно, не так ли? Это оттого, что молекулярная структура масла стала более совершенной, однородной. А кроме того – прочная однородная молекулярная структура гидрокрекинговой основы успешно сдерживает "атаки" горячих картерных газов. Это означает, что


масла, изготовленные на базе гидрокрекинговой «основы», дольше сохраняют свои свойства, и это позволит увеличить межсервисные интервалы.


Однако, сооружение дополнительных установок для водородной обработки и удлинение технологической цепочки требуют немалых затрат. Но гидрокрекинговая «база» при этом все равно выходит дешевле синтетической, приближаясь к ней по многим параметрам.


Кстати, до сих пор идут дискуссии о том, могут ли фирмы называть масло с продуктами гидрокрекинга «полностью синтетическим».


В этом вопросе Mobil занимает объективную позицию. «Облагороженная» минеральная основа в моторных маслах Mobil присутствует лишь в продуктах средней категории – скажем, в «полусинтетике» Mobil SyntS (и гидрокрекинговая и синтетическая основа).

Этилен – сырье для получения синтетической жидкости. Он участвует в производстве многих химикатов и пластмасс. В целом, ПАО – тоже полимер, имеющий одинаковые молекулярные цепочки.

Благодаря особенностям молекулярной структуры масло на полиальфаолефиновой основе обладает высокой стойкостью к окислению, а тонкая масляная пленка – особо прочна. Для своих потребностей Mobil использует меньше половины – не более 5 % – доля «синтетики» среди всех масел Mobil в Европе.

Остальной объем ПАО Mobil реализует другим нефтяным компаниям, например Castrol.

В разработке и использовании «синтетики» Mobil был одним из пионеров. Начало опытов с ПАО относят к 1940-м г.г. – в военное время, Mobil применял каталитический крекинг высокооктанового бензина для самолетов союзников и вел исследования новых марок авиамасел. Изготовление полиальфаолефиновых и эфирных базовых масел было начато в 1960-х, а в 1975 году появилась торговая марка Mobil 1.


Преимуществ у синтетического масла немало – это высокая температурная стабильность, лучшая текучесть при низкой температуре, лучшая защита двигателя от износа, и меньший расход масла.

Марка Mobil в наши дни


В 1999 году произошло объединение Mobil с крупным нефтяным концерном Exxon.


Сейчас компания Exxon Mobil Corporation является одной из крупнейших мировых корпораций по размеру рыночной капитализации ($508,85 млрд на 13 июля 2007 года). Компания добывает нефть в разных уголках мира, включая США, Канаду, Ближний Восток, Азербайджан.


В 2007 году Exxon Mobil Corporation занимала 2 место в списке крупнейших публичных американских компаний Fortune 1000 и в списке крупнейших мировых корпораций Fortune Global 500.


Штаб-квартира компании расположена в городе Ирвинг, пригород Далласа, штат Техас. Концерн является одной из компаний-обеспечителей Американского института предпринимательства.