В последние годы на прилавках автомагазинов появилось огромное количество всевозможных присадок и добавок в масло. Однако прислушиваясь к советам друзей и продавцов, следует помнить, что неправильное применение таких продуктов может привести к отрицательным результатам, вплоть до выхода двигателя из строя. Поэтому необходимо четко формулировать задачи и способы их решения применительно к конкретной ситуации и состоянию двигателя.


Виды присадок, добавляемых в масло:

  • Обкаточные присадки, ускоряющие и улучшающие качество притирки трущихся поверхностей в новых двигателях в период обкатки
  • Моющие присадки, применяемые для удаления смолистых отложений в сильно загрязненных двигателях
  • Присадки, уменьшающие силы трения, а соответственно, увеличивающие КПД двигателя
  • Реставрирующие присадки, наращивающие слой металла или керамики на изношенные детали пар трения в двигателе; присадки данного типа могут заметно сократить расход масла, "оживить" двигатель и увеличить его пробег до капитального ремонта
br

Кроме того, существуют присадки с иными технологиями применения, которые не добавляются к маслу, а вводятся в работающий двигатель, например, через карбюратор.


Имейте ввиду, что первая залитая присадка может свести на нет действие второй, а одновременное применение двух разных добавок может вывести двигатель из строя.

Масло в двигателе совершает круговорот, поэтому продукты его окисления и износа постепенно накапливаются. Часть из них оседает в картере, а другая часть постоянно циркулирует вместе с маслом. Под действием высоких температур и химических превращений накопившаяся грязь постепенно оседает на различных поверхностях двигателя в виде лака, кокса, смолистых отложений. При этом ухудшается теплообмен, снижаются противоизносные и антифрикционные свойства масла, увеличивается его коррозионная активность и износ двигателя. Цвет масла становится темнее.

Для избавления от нагаров и минимизации их отрицательного действия двигатель время от времени необходимо очищать. Делать это необходимо перед сменой масла. Периодичность зависит как от состояния двигателя и режима его эксплуатации, так и от того, какое масло заливается. Чем хуже состояние двигателя, тяжелее условия работы автомобиля и проще (дешевле) масло, тем чаще необходимо промывать двигатель. При хорошем состоянии двигателя, применение синтетических и полусинтетических моторных масел промывать двигатель можно реже – через каждые 3-5 смен масла.


При выборе промывок лучше отдать предпочтение проверенной продукции. Хороший ассортимент промывок имеет немецкая фирма Liqui Moly. Например, щадящая промывка Ol-Schlamm-Spulung, очиститель Engine Flush, комплексы присадок Motor Clean и Motor Protect позволяют очистить и защитить двигатель от отложений и износа на 50 тыс.км.

Одной из составляющих, провоцирующих образование нагаров и загрязнений, являются продукты износа двигателя, поэтому, помимо его очистки от отложений, очень важно уменьшить его износ. Однако по данным разработчиков новых моторных масел и присадок даже синтетическое моторное масло самой высокой классификации позволяет предотвратить износ двигателя лишь на 70 %. С учетом этих данных качественные противоизносные присадки (модификаторы трения) никогда не помешают.

Помните, что непроверенные дешевые присадки обладают лишь первичным, недолговременным эффектом снижения износа, а при дальнейшей работе могут повлечь за собой повышенную окисляемость масла, спровоцировать коррозию или вызвать другие нежелательные изменения. Присадки к трансмиссионным маслам Oil Additiv MoS2,  Getriebeoil Additiv проверены на реальных автомобилях. Они показали прекрасные результаты по защите трансмиссии от нагрузок и задиров.


Следует знать, что одна и та же присадка не может добавляться и в моторное, и в трансмиссионное масло.

Если в рекламе присадки говориться об ее моторно-трансмиссионной "универсальности", то от такого продукта лучше отказаться. Трансмиссионные масла работают при высоких нагрузках, поэтому при разработке добавок к ним упор делается на защиту трансмиссии от задиров. С этой задачей лучше справляются серосодержащие присадки. 

Для моторных масел более актуальной является проблема снижения трения и износа, поэтому добавки на основе серы им "противопоказаны". Для моторных масел используются антифрикционные и противоизносные присадки на основе фосфор-, цинк-, азотсодержащих и других компонентов. Механизм их действия существенно отличается от действия серосодержащих присадок для трансмиссионных масел.

Помимо неприятных и вредных проявлений, связанных с отложениями и износом двигателя, очень часто возникают проблемы с потерей вязкости масла и падением давления (особенно при использовании недорогих моторных масел) или утечкой масла. В этом случае помогут присадки на основе высококачественных вязкостных модификаторов, например, "стабилизатор вязкости" Visco Stabil. Помимо своего прямого назначения - стабилизации вязкости и ликвидации утечек масла – эти присадки регенерируют прокладки, что позволяет сократить расход масла и нормализовать давление масляной системы.