Еще недавно среди разнообразных сортов смазочных масел можно было найти только растительные и животные жиры. В настоящее время, когда минеральные масла научились очищать от вредных примесей, они стали вытеснять все другие. Причина этого явления – не только в дешевизне минеральных масел, но и в целом ряде других их преимуществ.

Минеральные масла выдерживают длительное хранение, могут быть изготовлены с любым удельным весом и вязкостью. В продажу они поступают под разными названиями: веретенное масло, машинное, цилиндровое, газовое, соляровое. Для повышения смазочной способности минеральных масел к ним могут примешиваться (в сравнительно незначительных пропорциях – 5-25 %), растительные и животные масла. Такие масла называются "компаундами".

Консистентные машинные масла, больше известные под названием машинных мазей, используются, главным образом, для смазки шестерен, зубчатых колес, цепей и прочих труднодоступных узлов. Они очень экономичны в расходовании, так как при остановке машины быстро затвердевают. Чаще всего консистентные мази представляют собою коллоидальные растворы известковых или натронных мыл, жиров, жировых и смоляных кислот. Они содержат в себе не более 1-5 % воды и столько же зольных веществ.


Консистентные мази изготавливаются из самых различных материалов. Для мазей высшего сорта не употребляются отбросы жира. Предпочтение отдается нейтральным жирам, так как жировые кислоты быстрее омыляются. При использовании жировых кислот приходится прибавлять больше минерального масла. Что касается извести, то применяется лучший ее сорт - жженый мрамор, свободный от песчинок.

Изготовление консистентных мазей производится в нагретых паром котлах, причем для некоторых целей требуется применение перегретого пара. Для растирания мазей используется котел с рубашкой для охлаждения водой. Для выравнивания массы в случае образования в ней комков необходима вальцовка.

Процесс изготовления консистентных мазей состоит в следующем: в котле производится омыление жира или жировой кислоты с прибавлением половины пропорции минерального масла. Известковое молоко помещается в вышестоящий сосуд, откуда оно через сито льется в нагретую до +80 °C смесь. 

Перед прибавлением известкового молока или щелока в ход запускается механическая мешалка, которая должна действовать на протяжении всего процесса омыления. Когда омыление наступает, при частом перемешивании прибавляется остальное минеральное масло, нагретое до +80...+90 °С.

Чтобы определить наступление омыления, необходимо вынуть и охладить так называемую "пробу": при надавливании она не должна выпускать из себя масла или водянистой жидкости. После прибавления остатка минерального масла смесь размешивают до получения однородной массы и оставляют в закрытом виде 5-6 часов.

Водный осадок сливается из крана у дна котла. После проведения вышеперечисленных операций омыленную массу спускают из одного котла в другой, охлаждающийся водой. В нем происходит размешивание массы до ее охлаждения (+85...+90 °С). Затем массе дают затвердеть.


Иногда мази окрашиваются анилиновыми красками, которые вначале растворяются в небольшом количестве нагретого веретенного масла. Прибавляются они после того, как влито все минеральное масло.

Колесные смазочные масла представляют собой густые твердые мази, которые изготавливаются холодным или горячим способом омыления смолы, смоляного масла, шерстяного жира, горного воска или других веществ и соединением их с минеральными или дегтярными маслами. В качестве щелочей для омыления служит известь, гашеная известь и раствор едкого натра.

Очень часто для увеличения веса в мази прибавляются тальк, тяжелый или легкий шпат. Эти наполнители служат только для удешевления мази. Если их содержание не превышает 10-15 % или употребляется тальк, то это не понижает качества продукции. Если же наполнители входят в состав мази в количестве 20 % и более, то это нужно безусловно квалифицировать как обман.

Колесные мази изготавливаются сравнительно просто. Для холодного способа требуется мешалка, а для горячего - нагреваемый паром котел с двойными стенками и мешалкой. Приготовление холодным способом происходит следующим образом. Масла или жиры тщательно перемешиваются с 2/3 всего количества минерального или дегтярного масла. 

Оставшееся масло растирается до гладкости с гашеной известью и с наполнителями, если таковые употребляются. Полученная масса через сито вводится в смесь жира с маслом. Размешивание продолжается до тех пор, пока не начнется сгущение, после чего массу оставляют на 6-8 часов для завершения процесса омыления.

При изготовлении горячим способом жир, горный воск и т. п. растапливают  и смешивают со всем количеством минерального или дегтярного масла, затем тонкой струей вливают щелок. Нагревание продолжается при постоянном перемешивании до наступления омыления, после чего массу оставляют в покое. Если при горячем способе приготовления колесной мази употребляются наполнители, то они прибавляются к смеси жира с маслом до приливания щелока.


Точка плавления колесных мазей колеблется между 70-110 °С. Приготовленные горячим способом мази при сравнительно одинаковом составе тверже мазей, приготовленных холодным способом.