При запуске "холодного" двигателя множество его деталей приводятся в действие и начинают испытывать сильную нагрузку при том, что смазка к ним поступает не сразу.

Именно недостаток смазки является одной из основных причин появления неисправностей при холодном запуске и прогреве двигателя.

Поэтому в период низких температур окружающей среды необходимо внимательнее относиться к моторному маслу, подбирая продукты с соответствующей вязкостью.

Не следует забывать и о качестве масла, определяемом его спецификацией.

Некоторые масла склонны к образованию низкотемпературных отложений на внутренних деталях и поверхностях двигателя, особенно в условиях, когда время прогрева до рабочей температуры существенно возрастает. Кстати, из-за этого зимой частые поездки на короткие расстояния без прогрева двигателя становятся небезопасными: некачественное масло может превратиться в некую субстанцию, толстым слоем покрывающую стенки, забивающую масляные каналы и отверстия.

Однако просто подобрать масло с высокой вязкостью недостаточно. У современных двигателей, обладающих высокой компактностью конструкции, каналы системы смазки, как правило, имеют малые сечения. Такие двигатели очень чувствительны к вязкости масла – если при холодном пуске она слишком велика, масло долго не будет поступать к подшипникам, что повлечет за собой неприятные последствия.


Исключить опасность возникновения проблем можно, применяя синтетические масла со стабильной температурной вязкостью.

Без сомнения, с технической точки зрения прогревать двигатель нужно: без нагрузки, на холостом ходу, при несколько увеличенной частоте вращения, до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется минимум до +40...+50 °С (при этом стрелка указателя температуры трогается с нулевого упора, на что требуется, в среднем, 2-5 минут в зависимости от температуры воздуха). Однако подобные рекомендации не учитывают важного обстоятельства, в последние годы приобретающего все более решающее значение.

Речь идет об экологии. Холодный двигатель всегда работает на обогащенной топливной смеси, а при этом резко увеличиваются выбросы CO и CH – основных вредных составляющих выхлопных газов. Это нетрудно проверить на практике: если двигатель прогревается во дворе дома, то запах выхлопных газов будет чувствоваться не только на улице, но даже в квартирах. Двигатель прогревается до приемлемой температуры достаточно долго, поэтому количество вредных веществ, выброшенных в атмосферу, оказывается немалым.

Если начать движение, не прогрев двигатель, в цилиндры под нагрузкой будет подаваться больше топлива, значит, тепла при сгорании тоже выделится больше. Таким образом, прогрев будет идти гораздо интенсивнее и займет меньше времени. В этом случае можно рассчитывать на некоторое снижение вредных выбросов. Кстати, в некорых странах (с теплым климатом) этим принципом руководствуются, запрещая прогревать двигатель после запуска.


Таким образом, в целях снижения износа деталей двигателя прогревать его необходимо, но с позиции экологии делать это нельзя.

К сожалению, отечественные двигатели, как правило, плохо приспособлены к движению автомобиля сразу после запуска без прогрева - слишком несовершенна конструкция карбюратора, чтобы в этих условиях обеспечить устойчивую работу двигателя. Гораздо лучше обстоит дело у автомобилей с системами впрыска топлива – его точное дозирование не только улучшает работу холодного двигателя, но и уменьшает выбросы вредных веществ. Однако системы впрыска пока более характерны для иномарок, лишь незначительная часть отечественных автомобилей оснащена ими.

Даже самая современная электронная система впрыска сама по себе не в состоянии значительно снизить вредные выбросы при прогреве двигателя. Даже если автомобиль оборудован системой снижения токсичности выбросов с каталитическим нейтрализатором, ее работа не будет эффективной, пока нейтрализатор не прогреется до рабочей температуры, а на это опять же уходит достаточно много времени. Правда, на некоторые модели автомобилей последних лет выпуска устанавливают специальные системы с принудительным электрическим прогревом нейтрализатора. Таким образом, проблема снижения вредных выбросов на стадии прогрева двигателя решается.