Универсальное масло с большим диапазоном вязкости и высокими классами устроило бы очень многих автовладельцев огромными возможностями своего применения. Однако есть и нюансы, о которых не следует забывать. Во-первых, для того, чтобы конечный продукт имел широкий вязкостный диапазон, базовое масло должно обладать очень высоким индексом вязкости.
На сегодняшний день этим требованиям отвечают синтетические "базы" и их смеси (например, Mobil: на основе полиальфаолефинов, изопарафиновых углеводородов и алкилбензола), а также гидрокрекинговые масла и их смеси с "синтетикой" (Shell Helix Ultra, BP Visco 5000 и т.д.).
Индексы перечисленных баз лежат в диапазоне от ~135 (BP) до ~147 (Mobil) единиц. Для получения масел с диапазоном вязкости 5W-40 нужно повысить индекс минимум до ~155 единиц. Это делается за счет полимерных загустителей. В качестве модификаторов вязкости применяются полимеры и сополимеры, полиизобутилен, полиметакрилаты, сополимеры олефинов (этилена, пропилена, бутилена), гидрированный сополимер стирола и бутадиена, гидрированный полиизопрен и др. С целью подчеркивания их высокомолекулярной природы они называются полимерными модификаторами вязкости (polymeric viscosity modifiers).
Кроме того, для выполнения требований SAE по низкотемпературной прокачиваемости в масла добавляются депрессанты температуры застывания. В качестве депрессорных присадок (pour point depressants) применяются алкилнафталины, алкилфенолы и другие полимерные продукты.
Если для увеличения индекса вязкости синтетической базы требуется незначительное количество загустителей и депрессорных присадок, то для минеральных и полусинтетических базовых масел требуется значительно большее количество данных присадок.
Полимерные модификаторы вязкости эффективны в маслах, эксплуатируемых при умеренных нагрузках в отсутствии высокой деформации сдвига. При большой нагрузке и высокой скорости сдвига длинные молекулы загустителей могут разрываться на мелкие фрагменты, вследствие чего эффективность загустителя при эксплуатации постепенно уменьшается.
Именно поэтому новые масла с высоким индексом вязкости, стабильным в течение продолжительной работы в тяжелых условиях, получают не только добавлением полимерных присадок, но и путем модификации молекул базового масла (гидрокрекинг) или путем использования синтетических базовых масел.
Достаточно взглянуть на требования новых спецификаций SAE, API-ILSAC, ACEA и автопроизводителей, чтобы понять, какие тесты не проходят высокозагущенные масла. Поэтому сотрудники фирм, реализующих ГСМ, и автопроизводители приходят к единому мнению относительно нежелательности использования высокозагущенных масел с широкими вязкостными диапазонами в условиях длительных интервалов и высоких нагрузок на двигатель.