Почти в каждом автомагазине и на СТО можно найти присадки, которые рекомендуются к добавлению в масла. Если верить рекламе, они дают большой положительный эффект: увеличивают мощность двигателя, повышают компрессию, способствуют экономии бензина и увеличению интервала замены масла.

Однако у опытных автолюбителей зачастую возникает вопрос: почему автопроизводители в своих инструкциях по эксплуатации не дают рекомендаций по применению присадок к маслам? Не менее важным является вопрос, по какой причине производители присадок не поставляют выпускаемые ими товары самим производителям масел, а предлагают их непосредственно автовладельцам?

Ассортимент моторных масел

Ответы на эти вопросы очевидны. После того как в моторное масло залита присадка, его состав меняется, и какие-либо стандарты или технические условия становятся к нему не применимы. Автопроизводитель снимает с себя ответственность за гарантийные обязательства перед автолюбителем, т.к. нарушены правила эксплуатации транспортного средства. Более того, если масло было плохим и двигатель вышел из строя, автолюбитель не может предъявить претензии его производителю или продавцу, т.к. путем анализа будет установлено наличие в нем посторонних веществ (присадок).

Производители моторных масел не включают в состав своих продуктов дополнительные присадки, если они не отвечают определенным требованиям, например, не растворяются в базовом масле, по каким-то показателям не совместимы с уже имеющимися присадками или имеют побочные эффекты.


Самыми распространенными присадками являются суспензии твердых смазочных материалов: тонко измельченные и разбавленные маслом порошки дисульфида молибдена, графита, сульфидов, селенидов или оксидов металлов, а также политетрафторэтилена.

Для стабилизации суспензий к маслу-разбавителю добавляют какие-либо поверхностно-активные вещества (ПАВ). В некоторых случаях используются растворимые в моторных маслах органические соединения фтора и хлора.

Отдельно стоит отметить дополнительные присадки, представляющие собой дисперсии меди или ее сплавов, так как их применение объясняется вольными теоретическими рассуждениями, базирующимися на эффекте избирательного переноса при трении. 

Этот эффект наблюдается при трении меди или медного сплава по стали или чугуну в среде глицерина, эфиров или их смесей при невысоких удельных нагрузках и в очень ограниченном интервале температур. Только в таких условиях медь переносится через смазочную среду на железный сплав, где возникает тонкая пленка, снижающая трение и износ. В поршневых двигателях внутреннего сгорания этот эффект по целому ряду причин никогда не реализуется.

Иногда в качестве присадок в мелкой расфасовке продают дорогостоящие продукты, которые обычно вводят в состав моторных масел. Чаще всего они представляют собой смесь загущающих присадок с антиокислительными. Естественно, добавление загущающей присадки увеличит вязкость масла, в результате чего его расход в изношенном двигателе будет снижен, компрессия увеличится, а шумность уменьшится. Однако того же эффекта можно достичь, перейдя с менее вязкого масла на более вязкое, например, вместо SAE 10W-30 залить SAE 20W-50.


Вне зависимости от положительных характеристик присадок, их дополнительное включение в моторные масла нарушает баланс эксплуатационных и физико-химических свойств, достигнутый в процессе разработки их состава производителем.

Обнаружено множество побочных эффектов присадок. Например, добавление политетрафторэтилена и органических соединений хлора и фтора резко ухудшает санитарно-гигиенические и экологические характеристики масел, сопровождается выбросами высокотоксичных веществ с отработавшими газами. Порошки металлов служат катализаторами окисления масла, способствуют росту его вязкости, сокращают срок смены.

Все твердые смазочные материалы имеют довольно большую плотность и неизбежно выделяются из масла центробежными маслоочистителями, унося с собой активные диспергирующие присадки. Добавление любых неорганических веществ сопровождается увеличением зольности масла, всегда строго ограниченной стандартами, ибо ее превышение влечет за собой ряд серьезных последствий (увеличение абразивного износа деталей двигателя, нарушение работоспособности свечей зажигания, преждевременное воспламенение рабочей смеси и др.).

Подводя итог вышесказанному, можно уверенно заявить, что качественные моторные масла, представленные на рынке ГСМ, не нуждаются в «улучшении» дополнительными присадками. В лучшем случае они не дадут ожидаемого эффекта, в худшем – причинят вред.