О пользе и вреде присадок для дизельного двигателя можно говорить бесконечно. Их применение в автомобилях, работающих на тяжелом топливе, обуславливают тем, что моторные масла могут не справиться со своей задачей, а качество отечественного дизельного топлива оставляет желать лучшего.
Состав присадок
Все современные присадки имеют схожую основу. Выделять принято три основные группы материалов, которые различаются по составу компонентов в этой основе. Первые – это материалы с добавлением мелкодисперсных порошков. В процессе работы двигателя они создают очень тонкий слой на поверхностях деталей, который защищает от износа и увеличивает КПД силового агрегата.
Следующие добавки – металлоплакирующие. Они работают схожим с мелкодисперсными порошками образом, но дополнительно сглаживают микронеровности и заполняют микротрещины. Крупные следы задиров и износа они не выравнивают.
В последнюю группу входят производные хлорпарафина и полиэфиры. Их эффективность ниже, чем у металлоплакирующих компонентов и мелкодисперсных порошков, но стоимость таких присадок значительно ниже.
Виды присадок и принцип работы
Современный рынок смазочных материалов предлагает автомобилистам широкий ассортимент различных присадок. По составу все они примерно одинаковые. Различия заключаются лишь в некоторых свойствах продуктов и периодичности их использования.
Присадки можно разделить на топливные и масляные. В свою очередь они также имеют определенные виды.
Топливные присадки
Начнем с топливных присадок. Не секрет, что дизельное топливо, реализуемое на отечественных автозаправочных станциях, не отличается высоким качеством. На западе в этом плане дела обстоят намного лучше. Но и у нас, и за рубежом предлагаются различные присадки для дизельного топлива.
Они бывают двух видов:
- Узконаправленные – улучшают определенное качество горючего
- Комплексные – улучшают несколько качеств
Данные присадки выполняют достаточно много различных задач. Во-первых, они поднимают цетановое число дизельного топлива, благодаря чему горючее более эффективно сгорает в камерах, а также уменьшается количество продуктов сгорания. Параллельно этому происходит процесс очищение форсунок, уменьшается пенообразование дизельного топлива и предотвращается коррозия.
Во-вторых, присадки борются с парафинизацией. Антигели, предназначенные для этих целей, не дают дизельному топливу замерзать при низких температурах. Они увеличивают текучесть горючего и защищают топливную систему двигателя.
В-третьих, присадки очищают форсунки и ТНВД (топливные насосы высокого давления). Они удаляют отложения и нагар в основных узлах топливной системы. Такие материалы очень эффективны в качестве узконаправленных профилактических средств.
В-четвертых, они способствуют выведению влаги из топливной системы. Для выполнения этой задачи используются дегидраторы. Эти присадки препятствуют окислению металлических поверхностей.
В-пятых, эти материалы удаляют нагар и отложения из механизма ГРМ (газораспределительный механизм). Происходит очистка клапанов, камер сгорания и поршней. Можно сказать, что происходит раскоксовка двигателя, в ходе которой все вредные отложения сгорают в камерах и удаляются из системы.
Вышеописанные задачи выполняют как узконаправленные, так и комбинированные присадки. Различие состоит в том, что комбинированные подходят для применения и в топливе, и в моторном масле.
Масляные присадки
Для начала следует сказать о том, что любое современное моторное масло содержит в своем составе пакет присадок, которые улучшают его свойства и характеристики.
Выделяют следующие виды присадок к маслам:
- Загустители
- Консервационные
- Присадки-герметики
- Моющие присадки
- Восстанавливающие присадки
- Антифрикционные присадки
Загустители применяются в жарких климатических зонах. Благодаря им можно сохранить вязкость моторного масла при высоких температурах. Это позволяет снизить трение и износ. Консервационные материалы используются в случае, если транспортному средству предстоит длительный перерыв в эксплуатации. Такие присадки защищают внутренние поверхности двигателя от коррозии, а также не дают выпасть осадку в масле. Присадки-герметики – это узконаправленные ремонтные средства. Они предназначены для ликвидации утечек в системе смазки двигателя или трансмиссии транспортного средства.
Далее рассмотрим более популярные виды добавок: моющие, восстанавливающие и антифрикционные.
Моющие присадки очень важны для работы двигателя. В процессе работы силового агрегата образуются отложения, нагар, кокс и другие шлаки, которые удаляются детергенто-диспергирующими веществами, входящими в состав масел. Благодаря этим компонентам удаление таких загрязнений происходит при помощи масляного фильтра. После подобной обработки в камерах сгорания помещается больше топлива, что способствует увеличению мощности ДВС.
Восстанавливающие присадки применяются в случаях, когда заметно падение компрессии и мощности двигателя. К тому же капитальный ремонт дизельного ДВС гораздо затратней, чем бензинового.
Чтобы отсрочить вмешательство в силовой агрегат применяется восстанавливающая присадка. Благодаря ей поднимается компрессия в цилиндро-поршневой группе и снижается расход масла. При высоких температурах и давлении эти материалы образуют на поверхностях защитный слой, который восстанавливает и защищает поврежденные участки деталей.
Существуют также вещества, восстанавливающие сальники и прокладки, через которые утекает моторное масло.
Антифрикционные присадки в масло дизельного двигателя являются самыми распространенными видами подобной автохимии. Большинство из этих материалов изготавливаются на основе дисульфида молибдена, который, попадая на поверхности, образует тонкую смазочно-защитную пленку. Помимо дисульфида молибдена антифрикционные присадки могут изготавливаться на основе графита, тефлона, меди и цинка, а также кондиционеров металла SMT2. Все эти материалы снижают трение, износ и предотвращают образование задиров.
Примеры продукции
Как уже было сказано выше, сегодня на рынке представлено огромное количество различных присадок, различающихся по характеристикам, качеству и стоимости. Рассмотрим некоторые из них.
Liqui Moly Super Diesel Additiv

Присадка в горючее, предназначенная для очистки топливных систем от продуктов коррозии, закоксовок и нагара. Работает в течение 2000 км. При регулярном применении обеспечивает чистоту топливной системы и увеличивает мощность силового агрегата. Продукт может применяться в любых типах дизельных двигателей. Наибольшую эффективность демонстрирует при использовании совместно с современным низкосернистым топливом.
Преимущества:
- Обеспечивает и поддерживает чистоту топливной системы и камер сгорания
- Повышает смазывающую способность низкосернистого топлива
- Увеличивает цетановое число ДТ
- Предотвращает окисление и коррозию
Castrol TDA

Многофункциональная комплексная присадка депрессорного типа в дизельное топливо. Смешивается с ДТ в соотношении 1:1000. Не увеличивает цетановое число. Применяется для улучшения параметров текучести горючего, особенно в зимний период, но может использоваться всесезонно.
Преимущества:
- Очень высокая моющая способность
- Наличие ингибитора коррозии
- Компенсирует недостаточную смазывающую способность современного дизельного топлива
- Улучшает низкотемпературные свойства топлива
Антигель для дизельного топлива ASTROhim

Присадка для улучшения текучести дизельного топлива в зимнее время года. Не предназначена для разморозки ДТ. Повышает низкотемпературные свойства горючего, увеличивая его нижний порог рабочих температур до -57 °C.
Преимущества:
- Предотвращает загустевание ДТ
- Облегчает холодный пуск двигателя
- Снижает расход топлива
- Увеличивает срок службы ТНВД и форсунок
- Подходит для всех типов топливных систем дизельных ДВС
Антифрикционный кондиционер металла ER

Представляет собой термически активируемое вещество, применяющееся в моторном масле в качестве антифрикционной добавки. Может использоваться в дизельном топливе. Не изменяет характеристик моторных масел и ДТ.
Преимущества:
- Увеличивает срок службы элементов ДВС и топливной системы
- Снижает расход топлива
- Значительно снижает коэффициент трения
- Снижает шумы и вибрации
- Увеличивает КПД двигателя
- Обладает высокой несущей способностью
SUPROTEC Универсал 100

Присадка предназначена для применения в нефорсированных дизельных двигателях объемом от 1,7 до 2,4 литров и пробегом от 200 тыс. км или меньше. Улучшает работу ДВС на холостую и под нагрузкой, снижает расход топлива и масла.
Преимущества:
- Стабилизирует работу двигателя
- Повышает износостойкость топливной системы
- Снижает потребление топлива и масла
- Снижает шумы и вибрации
- Облегчает холодных пуск двигателя
- Эффективно защищает от износа