Точную дату начала добычи нефти вам не скажет никто, а переработка нефти началась в XIX веке, причем случилось это на российской земле в 20-х гг. в Моздоке.

А с началом промышленного переворота, в 80-е г.г. того же века Америка и Европа (включая Россию) стали испытывать потребность в энергоносителях.

ДВС стали применяться повсеместно – и на производстве и для личного пользования – для автомобилей и домашних электрогенераторов. Чем больше времени проходит, тем больше топлива потребляет человечество.

Просто добыть нефть – недостаточно, надо ее перевезти туда, где на нее есть спрос. Поэтому параллельно с увеличением объемов добычи встал вопрос о транспортировке нефтепродуктов.

В незапамятные времена это выглядело так: идет по степи длинный караван из повозок с деревянными бочками с нефтью или керосином... Надо ли говорить, что это было дорого, медленно и неудобно, так что со временем отказались от такого способа.

Идея танкеров была придумана также у нас в стране Д. Менделеевым в 1863 г.

Именно он предложил осуществлять транспортировку нефтепродуктов в специально подготовленных трюмах судов. Данный способ был признан разумным и нашел широкое применение, более того, танкеры есть и сейчас.

А что делать, если по воде доставлять нефть неудобно? Выходом стал ж/д транспорт. В начале 1880 г. после организации ж/д сообщения Баку – Сураханы – Сабунчи нефть начали транспортировать в специальных цистернах.

Другие способы транспортировки нефтепродуктов

А как еще перевезти нефть и нефтепродукты?

Сейчас для этого применяют все виды грузового транспорта. Но это следует делать с осторожностью, ведь нефть и газ – это очень токсичные, горючие и взрывоопасные вещества, так что их транспортировка и хранение определяются специальными стандартами.

Существует ГОСТ 1510-84, в котором перечислены данные для газов и нефтепродуктов – объем тары, инструкции по наполнению, обязательные меры предосторожности, температура хранения. Скажем, топливо и иные светлые нефтепродукты следует перевозить в бочках и канистрах, заполненностью максимум на 95 %.

Вязкие нефтепродукты – масла и смазки следует заливать в полимерную или стеклянную тару без замечаний относительно объема. Таким образом, стандарты охватывают практически все нефтепродукты, указывая, какие специализированные емкости следует применять для их (нефтепродуктов) перевозки.

Однако, не существует идеального способа транспортировки нефтепродуктов – каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Авиаперевозка гсм Самым быстрым способом транспортировки нефтепродуктов является воздушный, однако, он весьма недешев.

Для него необходимо соблюдение специальных технических мер, так что к такому способу прибегают редко – лишь, когда необходима срочная доставка ГСМ или место доставки находится в удаленном (труднодоступном) районе так что доставить нефть туда иным способм просто невозможно.

Это может произойти, например, во время военных действий.

Железнодорожные перевозки гсм Широко распространен ж/д способ. При взгляде на карту становится понятно, что ж/д пути транспортных перевозок нефти от месторождений до НПЗ или потребителей, пролегают мимо нефтяных (газовых) бассейнов.

Например, ж/д направления – Уральское, Нефте-Камское, Восточно-Сибирское активно используются для движения подвижных составов с нефтью. Мировой объем ж/д нефтеперевозок увеличивается ежегодно на 3-4 %, а в России на 6 %.

Автоперевозки гсм Ж/д способ, конечно, хорош, но всех задач он не решает. Например, если необходимо доставить нефтепродукты на небольшие расстояния, то к ж/д обращаться нерентабельно.

Лучше использовать автомобильный транспорт, а именно, автоцистерны. Перевозить ГСМ таким способом – значит, снизить транспортные расходы (по сравнению с ж/д, если речь идет о расстоянии в 300-400 км).

Перевозка гсм танкерами Перевозить нефть и ГСМ по морю – очень удобно и выгодно. Для этого применяются танкеры.

Уменьшение затрат по сравнению с ж/д составляет 10-15 %, и 40 % по сравнению с автомобильным транспортом.

Перевозкой нефти по морю занимаются крупные отечественные судовладельческие компании. Качественно развиваться отрасли помогает усовершенствование технической инфраструктуры.

А безопасны ли нефтеперевозки?

Ответ будет отрицательным даже невзирая на то, что меры безопасности становятся все более жесткими. Однако, по-прежнему, перевозить нефть – вредно для окружающей среды.

Согласно мнению международных экологических организаций, охранительных мер для защиты природы от нефтяных загрязнений сейчас недостаточно. Потенциально опасны танкеры – морские и речные.

Также необходимо постоянно совершенствовать материально-техническую базу. Это относится как к НПЗ, так и к предприятиям-перевозчикам нефти. Все емкости – цистерны, контейнеры, бочки должны быть современными, а их состояние (давление, температура, влажность) должно постоянно контролироваться.

Рыночные реалии поэтому таковы, что конкурентными могут быть только крупные организации-перевозчики, самостоятельно добывающие, перерабатывающие и перевозящие нефтепродукты.