Моторное масло не является проводником электрического тока. Однако в связи с наличием присадок и влаги оно имеет куда более низкое напряжение пробоя, чем трансформаторное. Именно поэтому автомобильные масла нельзя заливать в силовые и измерительные устройства.

По сопротивлению масла можно судить о степени его отработки и даже о состоянии двигателя.

Рассмотрим, чем отличаются автомобильные и трансформаторные масла, а также какие функции выполняют последние.

Отличия автомобильных и трансформаторных масел

Машинное масло отличается от трансформаторного своим составом и областью применения. Автомасла бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными. К их базовой основе добавляются различные присадки, которые позволяют повысить эксплуатационные свойства продукта.


В реальной жизни моторные масла могут проводить ток, если они плохо осушено и содержат немного влаги из воздуха. Однако это исключение из правил.


Моторное масло


Трансформаторные масла характеризуется, прежде всего, отсутствием примесей и воды. Именно поэтому они применяется в трансформаторах, реакторах, масляных выключателях, прочих силовых и измерительных устройствах не для смазывания, а в качестве диэлектрика.

Визуально отличить машинное масло от трансформаторного довольно сложно, но возможно. Автомобильные жидкости имеют более вязкую структуру и образуют пленку даже на пальцах руки. Трансформаторные, наоборот, очень легкие и хорошо стекают с поверхностей, оставляя лишь незначительные следы.

Роль масла в силовых трансформаторах


Надежная работа высоковольтных трансформаторов обусловлена применением масла, выполняющего следующие функции:

  • Охлаждение: во время скачков напряжения температура трансформаторных обмоток увеличивается, что требует их надлежащего охлаждения
  • Электрическая изоляция: масло действует как изолятор между обмотками, увеличенное сопротивление помогает избежать короткого замыкания
  • Обеспечение безопасности: индикатор температуры масла описывает внутреннее состояние трансформаторного бака, при появлении бурного газообразования, которое может привести к короткому замыканию, подается сигнал на отключение подачи газа

Трансформаторное масло


В трансформаторах мощностью 50-500 кВА применяют бумажно-масляную изоляцию, в основе которой лежит изоляционная бумага, пропитанная маслом. В трансформаторах мощностью до 20-30 кВА используют большие сварные конструкции из стального листа с многочисленными трубами, параллельно выходящими из одной или нескольких сторон.

Магнитопровод с обмотками помещается в трубчатый бак. Масло окружает электрические обмотки и забирает их тепло. Путем конвекции в горячем виде оно поднимается в верхнюю часть трубы, охлаждается и опускается вниз, стекая обратно в резервуар с более низкой температурой. Затем все повторяется по той же схеме.


Направленное масляное охлаждение обеспечивает равномерную теплоотдачу между обмоткой и маслом, которое имеет очень хороший коэффициент теплопроводности и высокую точку кипения. Именно поэтому оно остается жидким внутри трансформатора.


Химическая стабильность является весьма важным показателем, характеризующим стойкость масла вне зависимости от времени.

Трансформаторное масло обеспечивает гашение дуги. Изоляция сокращает потери меди за счет нагрева, уменьшает шум, создающийся в трансформаторе, приводит к снижению уровня вибрации.