При эксплуатации канатов очень важно сохранять их структуру и форму, защищая от коррозийных и механических воздействий. Также необходимо соблюдать основные правила хранения канатов. Применение качественных смазочных материалов при производстве и использовании канатов – одно из главных условий повышения их работоспособности.

В целях защиты канатов от изнашивания и коррозии необходимо регулярно смазывать их поверхности, предварительно очищенные от загрязнений и старой смазки. Для предупреждения коррозии канаты пропитываются смазкой ещё при производстве, а для уменьшения трения стренги канатов смазываются в ходе работы.

Основным недостатком хлопчатобумажных, сизалевых и пеньковых канатов является подверженность быстрой порче – гниению. Для предотвращения этого процесса каболки, из которых вьется канат, обрабатываются антикоррозийными и противогнилостными смазками. Смазочные материалы наносятся как на светлые, так и на оцинкованные канаты.


Для канатов, изготовленных из натуральных волокон, необходимо применять смазку, обладающую хорошей адгезией, водостойкостью и высокой несущей способностью.

Периодичность смазывания канатов варьируется в зависимости от целостности смазочного слоя на поверхности. В среднем, смазка проводится один раз в месяц. Толщина наносимого слоя прописана в рекомендациях завода-изготовителя.

Стальные канаты на большинстве российских заводов пропитываются универсальной смазкой 39 У. Но она лишь частично удовлетворяет принятым требованиям. При температуре -25 °С данная смазка твердеет и растрескивается, а при высоких температурах становится слишком жидкой и вытекает, налипая на ролики блока. Это ставит под угрозу эксплуатацию обработанных канатов и увеличивает вероятность их простоя.

Подбор смазки в холодных климатических условиях весьма проблематичен, поскольку при отрицательных температурах смазочный слой зачастую нарушается. Для канатов, эксплуатирующихся в условиях низких температур, к применению рекомендованы смазки Торсиол-35 и Торсиол-35Э, в крайне холодных районах используют канатную смазку Торсиол-55 (работает при температуре до -60 °С).


Оптимальным вариантом канатной смазки, способной работать в широком диапазоне температур, является современная универсальная смазка EFELE MG-212.

EFELE MG-212


EFELE MG-212 отвечает всем требованиям, предъявляемым к канатной смазке. Она работает в диапазоне температур от -30 °C до +120 °C. Немаловажным преимуществом данной смазки является наличие в составе дисульфида молибдена и противозадирных присадок. Благодаря им устойчивость канатов к трению, деформации и разрыву увеличивается в несколько раз. Кроме того, смазка EFELE MG-212 обладает повышенной несущей способностью, устойчивостью к смыванию водой, антикоррозионными и противоизносными свойствами, пригодна для долговременной смазки.

Помимо пластичных, для смазки канатов используются также жидкие смазочные материалы – трансмиссионные масла. Например, в теплое время года применяется смазочное масло CТП-Л, в холодное – СТП-З.

Более удобным в применении аналогом этих материалов является аэрозольная Смазка для цепей EFELE. Этот продукт применяется для проволочных канатов и открытых механизмов. Он обладает отличной адгезией, хорошей стойкостью к сырости и воде, эффективно работает в температурном диапазоне от -25 °C до +150 °C.


Смазка для цепей EFELE