Рынок нефтепродуктов России является достаточно сильным сегментом экономики страны. Не секрет, что нефтепродукты превосходят по стоимости иные товары потребления, которые используются как внутри страны, так и идут на экспорт.


Единым определением «нефтепродукты» объединяются все конечные субстанции, которые производятся из природной нефти:

  • Бензин
  • Дизельное топливо (дизтопливо)
  • Разного рода масла и смазки на основе нефти

смазочно-охлаждающие жидкости

Нефтяные масла – это смеси высокомолекулярных углеводородов, изготовляемые из нефти и используемые, как правило, в качестве смазочных материалов.

Нефтяные масла применяются также как гидравлические и смазочно-охлаждающие жидкости, электроизоляционные среды, поверхностно-активные вещества, компоненты пластичных смазок, лекарственных препаратов и др.

Есть две основные системы классификации нефтяных масел: по способу их производства и по сферам использования.


Виды нефтяных масел по способу производства:

  • Дистиллятные, получаемые вакуумной перегонкой мазутов
  • Остаточные, получаемые из деасфальтизированных масляных гудронов
  • Компаундированные, подобранные по вязкости и другим показателям смеси дистиллятных и остаточных масел

Процессы производства, к которым относят вакуумную перегонку, деасфальтизацию, селективную очистку, депарафинизацию, контактную или гидродоочистку, обеспечивают достаточно полное извлечение масляных фракций из нефти, их очистку и требуемые физико-химические свойства; при этом качество масел зависит от химического состава и свойств исходной нефти.


Перспективные, каталитические процессы получения масел (гидрокрекинг, гидроизомеризация, алкилирование, полимеризация и другие) позволяют получать масла заданного химического состава и свойств, с более высоким выходом из перерабатываемого сырья.


Виды нефтяных масел по областям применения:


Первые 5 из перечисленных групп относятся к смазочным маслам, остальные – к несмазочным маслам.


Нефтяные масла используются во многих областях промышленности:

  • Автомобильной
  • Машиностроительной
  • Космической и пр.

Нефтяные масла часто используются в качестве основы для создания смазок.

Длительное время в Российской Федерации не было технически обоснованной и общепринятой классификации нефтяных масел. В зависимости от области применения их условно классифицировали на масла общего и специального назначения. Кроме того, масла каждой из этих групп подразделяли на три подгруппы по кинематической вязкости при +50 °С и +100 °С.


Имело место разделение:

  • По характеру исходной нефти – на масла из малосернистой и сернистой нефти
  • По способу очистки – на масла селективной, сернокислотной, адсорбционной очистки, выщелоченные и др.

При разработке легированных масел их обозначали, руководствуясь сложившимися правилами, например: масла серии ИГП – индустриальные гидравлические с присадками ИСП – индустриальные из сернистой нефти с присадками и т.п.

Для каждого вида масел выработан и строго нормируется стандартами перечень физико-химических свойств, зависящий от условий использования. Существует, однако, ряд характеристик, относящихся практически ко всем маслам.

Это прежде всего вязкость (или внутреннее трение), измеряемая обычно при температурах +50 °С и +100 °С. Диапазон колебания вязкостей масел очень велик – от 2,0 до 2,5 сст (1 сст = 10-6 м2/сек) при +100 °С у легких индустриальных масел, до 60-70 сст у тяжелых цилиндровых. Для масел, используемых в арктических условиях ("северные масла") вязкость определяется также и при отрицательных температурах, -40 °С и ниже; важным показателем для них является так называемый индекс вязкости, характеризующий температурную зависимость вязкости.

Температура застывания масел может быть от +17 °С у тяжелых цилиндровых до -45...-60 °С у некоторых моторных и индустриальных. Эту характеристику следует учитывать при выборе условий транспортировки, хранения и использования смазочных продуктов. Допустимый высокотемпературный предел использования масел косвенно характеризуется температурой вспышки.


Важный показатель для нефтяных масел – фракционный состав, однако для подавляющего большинства нефтяных масел, в т.ч. моторных, он техническими стандартами не нормируется. Основным показателем электроизоляционных масел являются высокие диэлектрические свойства, характеризуемые прежде всего тангенсом угла диэлектрических потерь.


Большинство масел должно обладать также малой зольностью, высокой стойкостью к окислению. Эти показатели связаны с противоизносными, антинагарными и коррозионными свойствами масел.