Для многих автолюбителей выбор смазочного материала для обслуживания своего автомобиля стоит достаточно остро. Это вполне понятно, если учесть, что всем хочется иметь под рукой универсальную смазку, пригодную для обслуживания большинства узлов автомобиля в любых погодных условиях.
Рассмотрим состав, характеристики и особенности смазки ЦИАТИМ-221, которая, согласно ГОСТ, предназначена для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей "металл-металл", а также "металл-резина". Это поможет определить область ее практического эффективного применения или подобрать аналогичные материалы.
Характеристики
Смазка ЦИАТИМ 221 изготовлена на основе силиконового масла и комплексного кальциевого загустителя. Известно, что кремнийорганические жидкости сохраняют характеристики в широком диапазоне температур, однако использование в пластичных смазках загустителя значительно сужает эти границы.
Температурные характеристики ЦИАТИМ 221 обеспечивают ее применение при температурах от -60 до +150 °C. И если по верхней границе температурного диапазона (+150 °C) на сегодняшний день у нее есть достаточно много аналогов, то по морозостойкости (-60 °C) конкурентов практически не имеется.
Антиокислительные присадки в составе ЦИАТИМ-221 не позволяют материалу быстро терять свои свойства под воздействием атмосферного кислорода и высоких температур.
Недостатки и преимущества
Основные преимущества и недостатки определяются составом и особенностями производства смазки.
Важно понимать, что смазка ЦИАТИМ-221 была разработана еще в XX веке на основе имеющихся в то время технологий и материалов. Вполне естественно, что, несмотря на ее многочисленные достоинства, этот материал не имеет мифического всемогущества. Поэтому, в первую очередь, обратим внимание на минусы и ограничения этого состава, а затем рассмотрим его достоинства.
Основные минусы:
- Невысокая по сравнению с традиционными материалами несущая способность, определяемая применяемым для основы силиконовым базовым маслом
- Низкие противоизносные свойства
- Неэффективная работа в трибологической системе "металл-металл": смазка не образуют на поверхности трения прочную смазочную пленку, защищающую от износа; она не предназначена для высоких нагрузок и проявляет смазочный эффект только при высоких скоростях скольжения, когда реализуется режим гидродинамической смазки
- Высокая гигроскопичность за счет использования кальциевого загустителя: несмотря на водостойкость и способность работать в воде смазка хорошо впитывает влагу из атмосферного воздуха, в результате чего уровень ее рабочих свойств значительно снижается
Преимущества:
- Способность работать при очень высоких скоростях вращения подшипников
- Химическая инертность, делающая смазку совместимой с пластмассами и эластомерами
- Малая испаряемость, позволяющая смазке работать в вакууме
- Безвредность для организма человека: смазка не раздражает кожу и слизистые оболочки
Смазка ЦИАТИМ 221 является морозо- и термостойкой. Именно поэтому она может работать как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких климатических зонах, а также применяться для обслуживания высокотемпературного оборудования.
Одним из особых свойств, которые делают ЦИАТИМ-221 особенно востребованным материалом, является сохранение низкой эффективной вязкости при значительных отрицательных температурах. Это позволяет использовать смазку в высокоскоростных подшипниках и точных приборах при температуре до -60 °C.
ЦИАТИМ-221 не содержит воды и не растворяется в воде, сохраняет свои свойства в кипятке. Но, в то же время, он очень гигроскопичен, поэтому хорошо впитывает влагу из атмосферы. При этом смазка уплотняется и перестает быть эффективной при низких температурах.
Из-за высокой гигроскопичности смазку необходимо хранить только в герметичной плотно закрытой заводской таре. В таких условиях свойства материала способны сохраняться в течение нескольких десятков лет.
Замечательной особенностью материала является то, что даже после полного расплавления при нагревании и последующего охлаждения ЦИАТИМ-221 полностью восстанавливает свои первоначальные свойства.
Современные технологии позволили отечественным производителям создать пластичную морозостойкую смазку EFELE SG-311, которая обладает более высоким уровнем рабочих свойств при низких температурах, но лишена перечисленных недостатков. Купить ее можно здесь. Более подробно поговорим об этой смазке ниже.
Применение ЦИАТИМ 221
Большое количество смазочных материалов, производимых еще в Советском Союзе по ГОСТ, приобретают в сознании многих людей некий ореол таинственности.
Считается, что жесткие нормы и тщательный контроль качества, который в те годы проходил каждый выпускаемый продукт, обеспечивал ему неизменно высокое качество. Это в полной мере относится к пластичной ЦИАТИМ 221.
Само название смазки ЦИАТИМ (Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел) связывает в сознании многих автовладельцев этот продукт с авиационно-космическими технологиями. Многие из них считают, что эта чудо-смазка не имеет аналогов, а область ее применения поистине безгранична. Но так ли это на самом деле?
Технические характеристики смазки ЦИАТИМ-221 говорят о ее невысокой несущей способности и неэффективной работе в паре металл-металл. По этой причине материал имеет ограниченную область применения.
Однако в области эксплуатации оборудования при низких температурах и высоких скоростей вращения ЦИАТИМ-221 имеет мало конкурентов.
Примеры типичных применений:
- Подшипники электромашин с частотой вращения до 10000 об/мин
- Высокоскоростные измерительные приборы и системы управления
- Агрегатные подшипники летательных аппаратов
- Узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина»
- Узлы оборудования, работающие в вакууме
- Ненагруженные узлы уличного оборудования, работающего при низких температурах
- Работа при температуре до -60 °C и низкая испаряемость в разряженной атмосфере (вакууме) уже в течение многих лет позволяют сервисным службам смазывать авиационные узлы этой смазкой
Что лучше – Литол 24 или ЦИАТИМ-221?
Этот вопрос часто можно слышать из уст автовладельцев-новичков. Однако сама постановка вопроса в корне неверна и некорректна. Это все равнозначно вопросу о том, что лучше – хлеб или сыр.
Хотя Литол-24 и ЦИАТИМ-221 относятся к пластичным смазкам, но они изначально создавались для разных целей. Литол разрабатывался как универсальная смазка для обычных условий применения, а ЦИАТИМ – как специальная термо- и морозостойкая смазка.
Первый из материалов изготовлен на минеральном масле и эффективен в диапазоне средних нагрузок и скоростей, зато может воспринимать значительные нагрузки. Синтетическая силиконовая смазка ЦИАТИМ-221 значительных нагрузок не выдерживает, зато применяется в быстроходных подшипниках.
ЛИТОЛ-24 отлично работает в паре трения металл-металл, но агрессивен по отношению к пластикам и резинам. ЦИАТИМ – инертен к полимерам и эластомерам, но в чисто металлической паре трения работать не может.
Словом – это совершенно разные продукты со своими плюсами и минусами. И у каждого из них своя область применения.
Таким образом, при выборе ЦИАТИМ-221 в качестве смазочного материала для своего автомобиля нужно четко понимать, где она будет наиболее эффективной, а где не справится с условиями эксплуатации. Этот состав в качестве универсальной смазки использовать нельзя – для нагруженных узлов или пар трения металл-металл лучше использовать другие, более современные смазки.
Обзор популярных аналогов
Среди всего многообразия смазочных материалов для смазки ЦИАТИМ 221 сложно подобрать аналог по всем рабочим параметрам одновременно. Однако, когда дело касается конкретного применения, очень редко случается так, что требуется наличие всех свойств сразу.
В большинстве случаев при замене ЦИАТИМ 221 автовладельцы ищут морозостойкие или более современные материалы с улучшенными техническими характеристиками.
По этим параметрам можно подобрать материалы как отечественного, так и зарубежного производства.