Информационный портал о маслах,
смазках, клеях и технических жидкостях

Смазка для подшипников ступиц. Топ-5 лучших материалов

14.02 2

Ступица – важнейшая деталь ходовой части автомобиля, закрепленная на валу или оси. Она соединяет колесо с подвеской и обеспечивает ему возможность свободно вращаться за счет роликов подшипника.

В современном транспорте часто используются ступичные подшипники закрытого типа. Они не требуют обслуживания и при возникновении неисправностей подлежат замене (иногда вместе со ступицей).


В тех автомобилях, которые оборудованы регулируемыми (открытыми) ступичными подшипниками, проблему их преждевременного износа можно решить путем регулярного смазывания узлов.


В зависимости от конструкции деталей в качестве смазки для подшипников ступиц применяются масла или пластичные материалы. Первые заливаются прямо в полость ступицы или попадают в нее из картера моста.

Консистентные составы наносятся вручную или при помощи инструмента типа шпателя.

Рассмотрим самые популярные смазки для ступичных подшипников, составив рейтинг исходя из соотношения комплекса свойств и стоимости материалов.

ТОП-5 смазок для подшипников ступицы

1  место
1 место
Смазка для подшипников ступиц EFELE
Специализированная пластичная смазка для подшипников авто- и спецтехники.
99/100
рейтинг

Смазка для подшипников ступиц EFELE обладает стабильной консистенцией, поэтому не вытекает из узлов трения при температурах до +160 °С и повышении оборотов двигателя.

Она работоспособна при низких отрицательных температурах (до -30 °С), что позволяет ей облегчать проворачивание подшипников в зимнее время года.

Смазка отличается своей водостойкостью и антикоррозионными свойствами, совместимостью с материалами сальников (эластомерами), пластиками и цветными металлами, из которых могут быть изготовлены, к примеру, сепараторы подшипников.

Благодаря специальному комплексу EP и AW присадок состав обладает высокой несущей способностью и противоизносными свойствами.

Комплексный литиевый загуститель придает смазке высокую температуру каплепадения (> +250 °C), поэтому даже в случае перегрева узла он остается защищенным.

2  место
2 место
Liqui Moly LM 50
Высокотемпературная смазка для подшипников ступиц.
87/100
рейтинг

Пластичная смазка темно-синего цвета используется по большей части в грузовых автомобилях и сельскохозяйственной технике. Она хорошо выдерживает ударные нагрузки, не вытекает и не плавится при нагреве. Благодаря противозадирным компонентам смазка увеличивает срок службы ступичных узлов.

Liqui Moly LM 50 не вымывается горячей и холодной водой, предотвращает появления вибраций трансмиссии.

При аналогичных относительно Смазки EFELE показателях продукт немецкого производства стоит значительно дороже, поэтому занимает вторую позицию в рейтинге.

3  место
3 место
Mobil XHP 222
Синяя смазка широкого спектра применения.
85/100
рейтинг

Универсальный состав синего цвета, пригодный для использования практически во всех подшипниках и других узлах автомобилей, а также промышленного оборудования, строительной и морской техники. Благодаря красителю легко контролировать нанесение смазки на поверхности и отслеживать необходимость новой порции.

Материал содержит набор противозадирных наполнителей и обладает отличной адгезией. Смазка не высыхает и не растекается при нагревании, хорошо выдерживает повышенную влажность и экономно расходуется.

Основной недостаток Mobil XHP 222 – это меньшая термостойкость по сравнению с EFELE и Liqui Moly. Нижний предел рабочих температур рассматриваемой смазки составляет -25 °С, что сужает область применения продукта в регионах с суровыми зимами.

4  место
4 место
SKF LGWA 2
Пластичная смазка на минеральной основе с литиевыми загустителями.
78/100
рейтинг

Позиционируется как универсальная смазка, подходящая в том числе и для ступичных подшипников.

Материал работает в широком диапазоне температур, обладает выраженным противозадирным эффектом и отличной влагостойкостью. Однако по уровню адгезии (особенно при долговременных нагрузках) он уступает смазкам, находящимся на предыдущих позициях ТОПа. Кроме того, найти продукт в обычных магазинах получается далеко не всегда.

5  место
5 место
Литол-24
Многоцелевая литиевая смазка.
66/100
рейтинг

Литол-24 изготавливается путем загущения смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты. Смазка позиционируется как антифрикционная, водостойкая, предназначенная для применения в узлах трения различных транспортных средств.

По верхнему пределу рабочих температур (до +120 °С) продукт сильно уступает рассмотренным ранее материалам.

Несмотря на заявленную водостойкость при контакте с водой Литол-24 достаточно быстро вымывается и теряет свои свойства.

Причины быстрого износа ступичных подшипников

Ступичный узел считается достаточно надежным. Нередко он служит более 100 тысяч км, не требуя замены смазки или какого-либо другого вмешательства. Однако в некоторых случаях подшипник ступицы или деталь целиком (если она неразборная) нуждаются в замене уже после нескольких тысяч километров.


Причинами быстрого износа ступичных подшипников могут стать:

  • Конструктивные просчеты
  • Низкое качество комплектующих
  • Повреждение пыльников и сальников
  • Перекос или неправильный момент затяжки подшипников при замене

Просчеты в конструкции ступичного узла иногда случаются при проектировании конкретного транспортного средства. Производственный брак служит причиной снижения качества элементов ступицы.

При нарушении целостности сальников и/или пыльников снижается герметичность узла. В результате смазка его покидает, внутрь проникают вода и грязь. Естественно, что в таких условиях службы подшипников существенно сокращается. Больше других повреждениям подвержены резиновые уплотнители внедорожной, сельскохозяйственной техники и других машин, испытывающих экстремально высокие нагрузки.

В случае перекоса или несоблюдения момента затяжки ступичные подшипники неправильно воспринимают нагрузку и/или имеют недостаточный рабочий зазор. Это приводит к повышению трения и перегреву деталей.


Изношенный подшипник ступицы

Признаки неисправности

О том, что со ступичными подшипниками не все в порядке, говорит специфический гул во время движения транспортного средства – особенно если его тональность меняется при разных скоростях, пропадает или усиливается на поворотах.


Вначале шум слышится не во всем диапазоне скоростей, однако по мере увеличения износа подшипников становится постоянным. В отличие от гула трансмиссии, который обычно возникает при разгоне или торможении, звук подшипников зависит только от скорости.

О крайней стадии износа ступичных подшипников свидетельствует перерастание гула в хруст и вибрацию. При этом риск заклинивания узла становится неминуемым, что очень опасно.

На легковых автомобилях не заметить странных звуков практически невозможно, поэтому проблема, как правило, решается вовремя.

Интервалы замены смазки в подшипниках ступиц

Срок службы смазочного материала в ступичных подшипниках варьируется в зависимости от конструкции узлов, условий эксплуатации техники, рекомендаций производителей. Некоторые, к примеру, заявляют, что техобслуживание ступиц должно проводиться каждые 20 тыс. км пробега, другие указывают до 150 тыс. км.


При использовании транспортных средств в тяжелых условиях бездорожья, при ударных нагрузках интервал обслуживания ступиц существенно сокращается.


Регламент этой процедуры предусматривает не только замену смазки в подшипниках, но и удаление из них загрязнений и воды.


Изношенный ступичный подшипник

Какими смазочными материалами пользоваться не стоит?

Ступица – достаточно сложный узел, которому должен выдерживать высокие нагрузки. Именно поэтому подходить к выбору смазочный материал для данного узла необходимо очень серьезно.

Смазочные вещества, в состав которых входят синтетические углеводороды, не подойдут для смазывания ступичных подшипников, так как они не выдерживает высоких температур и разрушаются при нагреве чуть более +45 °С.

Графитовые смазки – также не лучший выбор для подшипников (любых, не только ступичных). Из-за большого количества графитовых частиц и присадок, низкой вязкости минеральной базы и пониженной коллоидной стабильности они могут нанести узлу непоправимый вред.

Не рекомендуется смазывать ступичный узел составами, загущенными натриевыми и кальциевыми мылами. Они плохо защищают элементы ступицы от проникновения влаги и, соответственно, коррозии.

Популярный у российских автомобилистов Шрус-4 тоже не рекомендуется применять для смазки ступичных подшипников, так как он предназначен для грубых шарнирных механизмов.

Был ли полезен обзор?
(1 оценка)

Комментарии (2)

Чтобы оставить
комментарий, войдите
или зарегистрируйтесь
Для того, чтобы авторизоваться и оставить комментарий, выключите Adblock на этой странице
  • Комментарии
Загрузка комментариев...