Ступица – важнейшая деталь ходовой части автомобиля, закрепленная на валу или оси. Она соединяет колесо с подвеской и обеспечивает ему возможность свободно вращаться за счет роликов подшипника.
В современном транспорте часто используются ступичные подшипники закрытого типа. Они не требуют обслуживания и при возникновении неисправностей подлежат замене (иногда вместе со ступицей).
В тех автомобилях, которые оборудованы регулируемыми (открытыми) ступичными подшипниками, проблему их преждевременного износа можно решить путем регулярного смазывания узлов.
В зависимости от конструкции деталей в качестве смазки для подшипников ступиц применяются масла или пластичные материалы. Первые заливаются прямо в полость ступицы или попадают в нее из картера моста.
Консистентные составы наносятся вручную или при помощи инструмента типа шпателя.
Рассмотрим самые популярные смазки для ступичных подшипников, составив рейтинг исходя из соотношения комплекса свойств и стоимости материалов.
ТОП-5 смазок для подшипников ступицы
Причины быстрого износа ступичных подшипников
Ступичный узел считается достаточно надежным. Нередко он служит более 100 тысяч км, не требуя замены смазки или какого-либо другого вмешательства. Однако в некоторых случаях подшипник ступицы или деталь целиком (если она неразборная) нуждаются в замене уже после нескольких тысяч километров.
Причинами быстрого износа ступичных подшипников могут стать:
- Конструктивные просчеты
- Низкое качество комплектующих
- Повреждение пыльников и сальников
- Перекос или неправильный момент затяжки подшипников при замене
Просчеты в конструкции ступичного узла иногда случаются при проектировании конкретного транспортного средства. Производственный брак служит причиной снижения качества элементов ступицы.
При нарушении целостности сальников и/или пыльников снижается герметичность узла. В результате смазка его покидает, внутрь проникают вода и грязь. Естественно, что в таких условиях службы подшипников существенно сокращается. Больше других повреждениям подвержены резиновые уплотнители внедорожной, сельскохозяйственной техники и других машин, испытывающих экстремально высокие нагрузки.
В случае перекоса или несоблюдения момента затяжки ступичные подшипники неправильно воспринимают нагрузку и/или имеют недостаточный рабочий зазор. Это приводит к повышению трения и перегреву деталей.

Признаки неисправности
О том, что со ступичными подшипниками не все в порядке, говорит специфический гул во время движения транспортного средства – особенно если его тональность меняется при разных скоростях, пропадает или усиливается на поворотах.
Вначале шум слышится не во всем диапазоне скоростей, однако по мере увеличения износа подшипников становится постоянным. В отличие от гула трансмиссии, который обычно возникает при разгоне или торможении, звук подшипников зависит только от скорости.
О крайней стадии износа ступичных подшипников свидетельствует перерастание гула в хруст и вибрацию. При этом риск заклинивания узла становится неминуемым, что очень опасно.
На легковых автомобилях не заметить странных звуков практически невозможно, поэтому проблема, как правило, решается вовремя.
Интервалы замены смазки в подшипниках ступиц
Срок службы смазочного материала в ступичных подшипниках варьируется в зависимости от конструкции узлов, условий эксплуатации техники, рекомендаций производителей. Некоторые, к примеру, заявляют, что техобслуживание ступиц должно проводиться каждые 20 тыс. км пробега, другие указывают до 150 тыс. км.
При использовании транспортных средств в тяжелых условиях бездорожья, при ударных нагрузках интервал обслуживания ступиц существенно сокращается.
Регламент этой процедуры предусматривает не только замену смазки в подшипниках, но и удаление из них загрязнений и воды.
Какими смазочными материалами пользоваться не стоит?
Ступица – достаточно сложный узел, которому должен выдерживать высокие нагрузки. Именно поэтому подходить к выбору смазочный материал для данного узла необходимо очень серьезно.
Смазочные вещества, в состав которых входят синтетические углеводороды, не подойдут для смазывания ступичных подшипников, так как они не выдерживает высоких температур и разрушаются при нагреве чуть более +45 °С.
Графитовые смазки – также не лучший выбор для подшипников (любых, не только ступичных). Из-за большого количества графитовых частиц и присадок, низкой вязкости минеральной базы и пониженной коллоидной стабильности они могут нанести узлу непоправимый вред.
Не рекомендуется смазывать ступичный узел составами, загущенными натриевыми и кальциевыми мылами. Они плохо защищают элементы ступицы от проникновения влаги и, соответственно, коррозии.
Популярный у российских автомобилистов Шрус-4 тоже не рекомендуется применять для смазки ступичных подшипников, так как он предназначен для грубых шарнирных механизмов.