Информационный портал о маслах,
смазках, клеях и технических жидкостях

Выбираем лучшую сухую смазку

22.03.2015 48

Антифрикционные покрытия: что это такое и как они работают?

В последние годы все большую популярность завоевывает новый вид смазочных материалов – антифрикционные покрытия (АФП). Их применение является самым перспективным способом решения проблем, связанных с потерями на трение в движущихся узлах. Во многих случаях антифрикционные покрытия могут полностью заменить традиционные пластичные смазки, демонстрируя свою лучшую результативность.

По текстуре и внешнему виду АФП похожи краски, однако вместо пигмента они содержат очень мелкие (высокодисперсные) частицы твердых смазочных веществ, равномерно распределенные в смеси связующих материалов и растворителей. Твердые частицы обладают стабильным низким коэффициентом трения и обеспечивают покрытию хороший смазочный эффект.

В качестве твердых наполнителей в АФП вводят дисульфид молибдена MoS2, поляризованный графит, политетрафторэтилен (тефлон) и др. Покрытия с первыми двумя веществами в составе выдерживают высокие нагрузки, материалы на основе ПТФЭ и подобных ему полимеров – средние.

Связующие элементы в АФП обеспечивают его адгезию к поверхности, химическую стойкость и антикоррозионную способность. В качестве связующих используют эпоксидные смолы, титанаты, полиуретаны, акриловые, фенольные, полиамидные компоненты и пр.

Растворители предназначены для равномерного распределения твердых смазок и связующих на субстрате. Практически сразу после нанесения покрытия они испаряются, оставляя сухой гладкий слой АФП, прочно сцепленный с поверхностью. Толщина слоя легко контролируется и может составлять от 5 до 20 мкм, что практически не влияет на исходную точность размеров детали.

Антифрикционные покрытия наносятся так же, как обычные краски – кистью, методом окунания, трафаретной печати или распыления. Последний способ – самый быстрый и удобный, поэтому АФП в аэрозольных баллонах очень популярны (особенно для непромышленных применений).

В данном обзоре мы постарались собрать сведения о самых известных антифрикционных покрытиях и составить их рейтинг, руководствуясь комплексом свойств, доступностью и стоимостью материалов.

Итак…

Сравним известные сухие смазки

1  место
1 место
MODENGY 1001
Высокоэффективное антифрикционное твердосмазочное покрытие с дисульфидом молибдена и графитом на неорганическом связующем, отверждаемое при комнатной температуре.
99/100
рейтинг

После нанесения АФП растворитель, содержащийся в нем, испаряется, а связующее вещество образует полимерную матрицу, прочно удерживающую частицы твердых смазок.

Мелкодисперсный порошок дисульфида молибдена и графита выравнивает обработанные поверхности, заполняя микронеровности и впадины. Прочная смазочная пленка максимально снижает коэффициент трения и предотвращает скачкообразное движение деталей, что в результате приводит к минимизации их износа.

В отличие от обычных смазок, покрытие MODENGY 1001 не создает липкого слоя, который накапливает пыль и другие абразивные частицы. Именно поэтому его применение особенно эффективно в запыленной среде.

Покрытие не теряет своих свойств даже при очень высоких (до +450 °С) и экстремально низких (до -180 °С) температурах, характеризуется высокой несущей способностью и длительным сроком службы.

MODENGY 1001 применяется в подшипниках и направляющих скольжения, зубчатых передачах, шлицевых и шпоночных соединениях, а также других узлах с парами трения металл-металл.


Результаты применения антифрикционного покрытия MODENGY 1001


Помимо отличных эксплуатационных характеристик, покрытие MODENGY имеет еще одно, очень существенное, преимущество – малое время полимеризации. Состав полностью застывает за 15 (!) минут при комнатной температуре (примерно 23 °С). Ну, и цена у него доступная, так как материал отечественного производства.

2  место
2 место
EFELE AF 511 Spray
Антифрикционное покрытие на основе дисульфида молибдена и графита с неорганическим связующим, отверждаемое при комнатной температуре.
96/100
рейтинг

EFELE AF 511 Spray обладает отличной морозо- и термостойкостью, не вымывается водой, не окисляется под действием агрессивных сред, не испаряется, не коксуется и не выгорает.

Покрытие предотвращает схватывания, задиры и заедания, отлично «сцепляется» с поверхностью и не выдавливается из зоны трения даже при больших нагрузках.

Производителем заявлена работоспособность EFELE в условиях радиации, вакуума и даже в космосе.

Сухая смазка EFELE AF 511 может использоваться как в промышленности (металлургия, металло- и деревообработка, машиностроение, переработка полимеров, полиграфия и пр.), так и в быту – для обработки резьбовых соединений, дверные петель и замков, шарниров, оконной фурнитуры, рабочего инструмента.


Результаты применения антифрикционного покрытия EFELE AF 511 SPRAY


Покрытие так же находит применение в сфере обслуживания автомобилей: для защиты замков, петель, шарниров, колесные болтов, шлицевых соединений, направляющих люков, салазок сидений от повышенного трения и износа.

В течение 10 минут после нанесения EFELE AF 511 становится нелипким на ощупь, а полностью полимеризуется по прошествии 2 часов.

Цена покрытия EFELE AF 511 Spray достаточно демократична для данного вида материалов, особенно если сравнивать ее со стоимостью импортных аналогов.

Оптимальное соотношение цены и качества давно привлекло внимание к данному АФП. Для более близкого знакомства с ним предлагаем посмотреть видеообзор.


3  место
3 место
Molykote D-321 R
Антифрикционное покрытие на основе дисульфида молибдена и графита с титанатовым связующим, отверждаемое при нормальной температуре.
93/100
рейтинг

По составу данное АФП схоже с предыдущим материалом – те же твердые смазочные частицы, неорганическое связующее и растворитель, испаряющийся сразу после нанесения. Ожидаемо, что функции и свойства покрытий так же близки.

Molykote D-321 R имеет аналогичный предыдущему АФП температурный диапазон работы – от -180 до +450 °С.

Данное покрытие предупреждает скачкообразное движение пар трения, их схватывания, задиры и заедания, бринеллирование (в том числе ложное) и фреттинг-коррозию. Минимизируя коэффициента трения контактирующих поверхностей, материал обеспечивает стабильное усилие затяжки и исключает проблему затрудненного монтажа/демонтажа различных соединений.


Результаты применения антифрикционного покрытия Molykote D-321 R


Осуществляя технологию сухой смазки, Molykote D-321 R препятствует налипанию пыли на обработанные поверхности, а также проникновению абразивных частиц в закрытый смазанный узел. Тем самым АФП существенно снижает интенсивность абразивного изнашивания.

Смазочный материал не разрушается под влиянием химически агрессивных сред, не стекает и не выбрасывается под действием центробежных сил. Тем самым он исключает частое повторное смазывание.

Так же, как и EFELE AF 511, покрытие Molykote D-321 R работоспособно в условиях вакуума.

Благодаря аэрозольной фасовке, оно эффективно проникает даже к труднодоступным точкам смазки. Высыхание покрытия происходит в течение 5-10 минут при комнатной температуре, полная полимеризация – через 2 часа.

Molykote D-321 R имеет рекомендации известных производителей промышленного оборудования: ALFA LAVAL, Velan, Atlas Copco, Emerson Process Management, Flowserve, IMA, KSB, Metso, Rexnord, Tyco.

Импортное производство и одобрения зарубежных компаний – это, с одной стороны, несомненный плюс покрытия Molykote, но с другой стороны – причина его высокой стоимости (баллон АФП в два раза дороже российского MODENGY или EFELE, аналогичных по свойствам).

4  место
4 место
OKS 511

Сухая смазка с дисульфидом молибдена, быстросохнущим неорганическим связующим и растворителем. Предназначена для обкатки в комбинации с маслами или пластичными смазками.

81/100
рейтинг

Используется в качестве постоянной смазки для узлов, работающих при больших нагрузках и низких скоростях. Применяется в тех случаях, когда смазывание маслом или пластичным материалом невозможно или неоправданно.

OKS 511 сохраняет свои свойства после долгого простоя оборудования, работает в диапазоне температур(-180… +450 °С, выдерживает воздействия УФ-излучения и условия вакуума.

После нанесения OKS 511 образует на поверхностях тонкую пленку сухой смазки, эффективную в пыльной среде, предотвращающую задиры и износ деталей в результате высокого коэффициента трения.

OKS 511 обладает свойствами аварийной смазки. Полимеризуется при комнатной температуре.

При всех своих плюсах этот состав – самый дорогой из представленных в обзоре. Однако стоимость – далеко не всегда является ключевым фактором при выборе смазки, поэтому отдаем этому образцу заслуженное четвертое место.

5  место
5 место
Loctite 8154 LВ

Противозадирная распыляемая смазка черного цвета на основе минерального масла, литиевого мыла и MoS₂. В качестве газа-вытеснителя в составе используется пропан/бутан.

75/100
рейтинг

Loctite LB 8154 облегчает процесс монтажа и демонтажа цилиндрических соединений, подшипников, роликов, шестерен, шплинтованных валов и других деталей, работающих в тяжелых условиях. Защищает детали во время приработки, снижает их износ в результате трения и механических воздействий, предотвращает фреттинг-коррозию при сборке узлов с прессовой посадкой, может обеспечить экстренную смазку.

Покрытие содержит дисульфид молибдена, который позволяет ему работать при температурах до +450 °C. Нижний предел стабильности этого материала составляет -30 °C, и по этому показателю он сильно проигрывает предыдущим образцам – так же, как и по широте применений.

Был ли полезен обзор?
(1 оценка)

Комментарии (48)

Чтобы оставить
комментарий, войдите
или зарегистрируйтесь
Для того, чтобы авторизоваться и оставить комментарий, выключите Adblock на этой странице
  • Комментарии
Загрузка комментариев...