Основной причиной загрязнения системы топливного питания автомобиля является попадание в нее влаги, песка, частиц коррозии с металлического бака и стальной горловины, применения некачественного горючего.
Если откладывать промывку топливной системы, ресурс двигателя значительно сократится.
Перечислим основные признаки и последствия засорения, а также методы промывки инжектора и других элементов системы.
Признаки засорения топливной системы автомобиля
Типичные признаки загрязнения топливной системы таковы:
- Затрудненный запуск двигателя в холодное время года
- Неравномерная работа силового агрегата на холостом ходу (повышенное или пониженное количество оборотов)
- Рывки и подергивания (провалы) при резком ускорении
- Детонация топливной смеси при разгоне вследствие ее обеднения и повышения температуры в камере сгорания
- Высокая концентрация угарного газа в выхлопных газах
- Повышенный расход топлива (до 20-30 %)
- Cнижение мощности двигателя
- Ухудшение динамики разгона автомобиля
- Хлопки в выпускной системе
- Быстрый выход из строя кислородного датчика (лямбда-зонда) и каталитического нейтрализатора
Эти же «симптомы» могут указывать не только на загрязнение топливной системы, но и на другие проблемы, поэтому при возникновении вышеописанных явлений желательно выполнить комплексную диагностику автомобиля.
Последствия загрязнения
Сбои в работе топливной системы возникают, в первую очередь, из-за некачественного топлива. Оно содержит большое количества всевозможных примесей, с помощью которых производители пытаются повысить октановое число. Бензол, олефин, сера и прочие соединения образуют смолянистые отложений в рампе, топливных магистралях, а в процессе сгорания – на внутренней и внешней поверхностях форсунок.
Особенно сильно страдают современные электромагнитные форсунки с допусками 1 мкм. Наиболее интенсивное накопление отложений в них происходит сразу после остановки двигателя.
В это время корпус форсунок сильно нагревается в отсутствие охлаждающего действия топлива. Его легкие фракции испаряются, а тяжелые вместе с вышеперечисленными вредными веществами накапливаются и уменьшают сечение калиброванного канала.
Слой отложений толщиной 5 мкм может изменить пропускную способность распылительных отверстий на 25 %.
Из-за загрязнения форсунок нарушается процесс образования топливно-воздушной смеси, ухудшается герметичность запорного клапана регулятора давления.
В дизельных двигателях засорение топливной системы приводит к существенному уменьшению производительности топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Отложения на элементах топливной системы представляют из себя лаковую черно-коричневую корку, которая не растворяется бензином. Именно поэтому самостоятельная чистка инжектора и прочих частей топливной системы в сложных случаях может не принести ощутимых результатов.
Гораздо эффективнее производить промывку в автосервисе или на СТО, где имеется специальное оборудование и химические реагенты.
Западные специалисты рекомендуют промывать топливную систему каждые 30 000 км пробега. Однако «особенности» российского топлива заставляют сократить этот интервал до 15-20 тысяч километров. Дизельные двигатели, эксплуатируемые на отечественной солярке из высокосернистой нефти, требуется очищать еще чаще – каждый 10 тысяч км.
Методы промывки
В настоящее время получили распространение два основных метода промывки топливной системы:
- Без демонтажа форсунок с двигателя
- На ультразвуковом стенде с демонтажем форсунок
Первый способ больше является профилактическим мероприятием. Он позволяет избавить систему от мелких загрязнений, удалить влагу из топливного бака. Провести такую промывку можно самостоятельно при помощи специальных присадок в топливо.
При использовании автохимии нужно действовать строго по инструкции. Очищающие добавки заливают в пустой топливный бак, а затем полностью его заправляют.
Промывка топливной системы на профессиональных ультразвуковых установках возможна только в специализированных автосервисных мастерских. Этот метод позволяет избавиться от углеродистых и смолянистых отложений на инжекторах, клапанах и клапанных седлах, в камере сгорания как бензиновых, так и дизельных двигателей.
Для очистки топливный бак и топливный насос автомобиля отключаются, вместо них на вход топливной рампы подсоединяется нагнетательный шланг установки. Специальная жидкость (сольвент), которая одновременно является очистителем и топливом, подается из емкости под давлением. Излишки моющего состава проходят через регулятор давления по обратной линии в резервуар установки.
Такая схема промывки инжектора способствует эффективной очистке не только форсунок, но и топливной рампы, а также регулятора давления с запорным клапаном. В электромеханических системах впрыска очищается дозатор-распределитель.
После промывки бензиновых двигателей обязательно оценивают состояние свечей зажигания. При необходимости их меняют.
В перечень работ по очищению топливной системы дизельных двигателей обязательно включают промывку ТНВД, в полостях которого накапливаются отложения.
Механическая очистка топливной системы: порядок действий
При наличии времени, желания и, что самое главное, навыков в сфере ремонта автомобиля выполнить полную промывку топливной системы бензинового двигателя можно своими руками.
Снимите топливную рампу и форсунки. Промойте дроссельную заслонку и замените топливные фильтры.
Очистите форсунки. Для этого определите расположение подающего канала и распылителя (последний обычно покрыт налетом бурого цвета).
При наличии сеточного фильтра извлеките его вместе с уплотнителями. Вставьте распылительную трубку аэрозольного очистителя в подающий канал.
Соберите электрическую цепь, присоединив к плюсу на аккумуляторе лампочку и соответствующую клемму форсунки, к «минусу» – кнопку дверного звонка и другую клемму форсунки.
Подайте давление на форсунку и одновременно нажмите кнопку дверного звонка, выступающего в качестве замыкателя цепи. Если все в норме, загорится контрольная лампа, а из распылителя вырвется огонь.
Повторите последнюю процедуру несколько раз до образования равномерного факела.
В завершение замените уплотнители на форсунках и установите последние обратно на рампу.
Снимите бак, слейте остатки топлива в емкость и продуйте емкость воздухом. Прежде чем заливать топливо обратно, дождитесь, пока загрязнения осядут. Еще лучше использовать свежее горючее.
Целесообразность применения топливных присадок
Использование присадок в топливо – самый легкий вариант очистки форсунок. Нужно выбрать подходящую жидкость, залить ее в бак перед заправкой и эксплуатировать автомобиль в обычном режиме.
Однако нужно помнить о некоторых нюансах:
- Добавки повышают концентрацию кислорода в топливе, которое и так содержит его достаточно много
- При сильно забитом фильтре тонкой очистки топлива присадки, скорее всего, будут бессильны
- Присадки подходит для вымывания лишь начальных отложений, сильные загрязнения они не удалят
- Иногда использование добавок может вызвать нестабильность работы или проблемы с запуском двигателя (загрязнения попадают в фильтры и другие элементы топливной системы)
- Температура применения присадок ограничена (обычно их используют при уверенном плюсе)
Как предупредить загрязнение топливной системы?
Чтобы проблем с топливной системой не возникало, заправляйтесь только на проверенных АЗС. Старайтесь заливать полный бак горючего, так как в полупустой емкости, особенно зимой, может конденсироваться влага из воздуха. Вместе частицами пыли она попадает в топливо и загрязняет его.
Своевременно меняйте топливные фильтры, проводите профилактическую очистку системы каждые 10-15 тысяч км пробега автомобиля.
Эти действия не требуют особых расходов, но гарантируют стабильную работу двигателя на длительный срок.