Высокотемпературные условия эксплуатации обуславливают использование термостойких и жаропрочных материалов. Сплавы из никеля, хрома или молибдена создают только тонкий оксидный слой на поверхности краев с винтовой нарезкой. Это влияет на поведение винтовых соединений при затягивании и является причиной возникновения высокого коэффициента трения. Такому эффекту противостоят твердые смазки.


Муфта резьбовые соединения


Современные термостойкие пасты для резьбы не содержат таких применявшихся ранее ингредиентов как сера, фосфор, никель цинк или свинец, которые при высоких температурах являются причиной опасных изменений в винтовых материалах, например, образования трещин от напряжения и возможного разрушения.

Резьбовое соединение, работающее в условиях высоких температур (более +500 °С), имеет большую среднюю скорость раскатки, поэтому на краях резьбы возникает особо высокое давление, во многих случаях приводящее к ее повреждению.

Без соответствующего смазочного материала такой процесс может привести к сварке. Смазка в данном случае выполняет функцию разделительного слоя резьбового соединения. Кроме этого, она является изолирующим веществом, предотвращающим попадание окисляющих газов и образование накипи на поверхности резьбы.


Высокое давление, возникающее на краях резьбы, определяет два важных требования, предъявляемых к резьбовым смазкам:

  • Предотвращение контакта между металлическими краями резьбы
  • Контроль коэффициента трения резьбы

Последний не должен превышать 0,125 для достижения необходимой силы стягивания.


При выборе смазки для резьбы с наиболее подходящим коэффициентом трения следует руководствоваться материалом болтового соединения, качеством обработки поверхности, а также рабочими условиями соединяемых частей, такими как температура, сила химического воздействия, влияние влажности и пыли.

Коэффициенты трения между смазанными поверхностями варьируются от 0,15 до 0,35. Такая разница возникает, например, при использовании болта М12, изготовленного из стали 8,8, и аналогичного по размеру болта из аустенитного нержавеющего материала. Аналогичную разницу видно при рассмотрении болтов с различными покрытиями поверхностей, например электро-гальванизированными, оцинкованными горячим способом, кадмированными или хромированными.


Резьбовое соединение


Для обработки резьбы используются содержащие твердые смазочные вещества пасты и АФП, обладающие малым разбросом коэффициента трения. Пасты наносятся ручным способом в избытке, покрытия – методом распыления, центрифугирования или обмакивания. Чтобы добиться желаемого эффекта в поведении момента срыва после воздействия температур термоустойчивые болтовые соединения смазываются высокотемпературными пастами, содержащими частицы металлов (например, меди). Они также применяются в избытке. Кольцо из пасты является изолятором для влаги и окисляющих газов.


Какие масла, пасты и смазки можно использовать для резьбовых соединений:

Особую эффективность и отличные рабочие качества с резьбовыми соединениями показали себя российские материалы: антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001, универсальная смазка EFELE UNI-M Spray, пасты EFELE MP-491 и EFELE MP-413.

Покрытие MODENGY 1001 затвердевает на воздухе, применяется для сочетаний металл/металл в диапазоне от медленных до умеренно быстрых движений и высоких нагрузок. Оно используется в качестве постоянной смазки сильнонагруженных направляющих с малыми скоростями скольжения, колебательными движениями или прерывистым режимом работы.


MODENGY 1001


Материал улучшает процесс притирки, пригоден для работы в высоком вакууме и при экстремальных температурах, успешно применяется для болтов головок цилиндров, направляющих тостеров, механизмов регулировки автомобильных зеркал, высоковольтных переключателей, для притирки сильно нагруженных зубчатых колес.

Особенностями покрытия MODENGY 1001 является отверждение на воздухе и высокая стойкость к старению. Температурный диапазон данного продукта – от -180 °C ... +440 °C. MODENGY 1001 можно приобрести в аэрозольных баллонах объемом 210 мл, в капсулах по 200 г, в банках по 600 г или ведрах по 4,5 кг.

При возникновении трудностей в разборке резьбовых соединений, обусловленных коррозией и ржавчиной, применяется универсальная смазка EFELE UNI-M Spray. Она образует на поверхностях устойчивую влагоотталкивающую пленку, защищая пневмоцилиндры от коррозии и износа.


Efele UNI-M 520


EFELE UNI-M Spray сочетает свойства, которые не удается соединить в себе другим универсальным смазкам. С одной стороны, она легко проникает к самым труднодоступным узлам, с другой – не вытекает из зоны трения.

Несущая способность и противоизносные характеристики EFELE UNI-M Spray усилены за счет введения в состав твердых антифрикционных наполнителей. Присутствие ингибиторов коррозии обеспечивают дисперсии отличные антикоррозионные свойства.



Для компонентов, подверженных воздействию высоких температур, высокого давления и коррозионному влиянию применяются пасты EFELE MP-491 и EFELE MP-413. Они отлично подходят для зон, требующих надежной защиты от воды, пара и коррозии, например, тормозных механизмов, фланцевых уплотнителей, болтов выхлопных систем.


EFELE MP-491 отличается:

  • Широким эксплуатационный температурным диапазоном (от -40 °C ... +1400 °C)
  • Работоспособностью во влажной среде
  • Высокой несущей способностью, термостойкостью
  • Морозостойкостью
  • Хорошей защитой от коррозии
  • Устойчивостью к смыванию водой
  • Отсутствием точки каплеобразования


Медная смазка EFELE MP-413 на основе минерального масла, мелкодисперсного медного порошка и графита обладает высокой несущей способностью и противозадирными свойствами.


Кроме того, она характеризуется:

  • Термостойкостью (выдерживает до +1100 °С)
  • Хорошей адгезией
  • Высокими антикоррозионными свойствами
  • Длительным сроком службы


При выборе смазки для резьбы надо учитывать болтовый материал и качество обработки поверхности, а также рабочими условиями соединенных частей, такими как температура, химическое воздействие, влажность и пыль. Выбирайте смазку правильно и ваше оборудование прослужит вам ещё долго.