Вслед за разработкой нового моторного масла или после изменения состава масла, продукт должен пройти тесты на соответствие предъявляемым требованиям. 

После того, как новое моторное масло увидело свет или в готовый лубрикант были внесены изменения, образцы товара отправляют на тестирование, чтобы ответить на вопрос, отвечает ли данный продукт предъявляемым требованиям. Например, это могут быть требования ассоциаций автопроизводителей (АСЕА), специализированных институтов (API) или автопроизводителей (BMW, Mercedes-Benz, VW-AUDI).

Обычно, для получения определенного допуска нужно провести лабораторные и моторные проверки. В процессе лабораторных исследований устанавливаются базовые характеристики масла – вязкость, температура застывания и вспышки, испаряемость и др.


Моторные тесты проводятся для установления таких характеристик масла, которые не могут быть установлены в процессе лабораторных испытаний.


Сначала на место испытания водружается стенд моторного масла. Он (стенд) является, по сути, настоящим или специально изготовленным бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания, на котором проверяется масло в режиме условий работы двигателя, имитирующих реальные.

Важно в процессе этих моторных тестов контролировать параллельно несколько характеристик масла, скажем, окисляемость, количество образовавшихся отложений, износ некоторых пар трения двигателя, топливная экономичность, расход масла на угар и др.


Каждый автопроизводитель предъявляет свои требования к моторным маслам и, разумеется, выстраивает свою совокупность и последовательность тестов.

Требования к моторным маслам


Mercedes M111


В ходе теста определяется количество отложений в двигателе и экономия топлива для норм АСЕА (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей). Кроме того, дается средняя оценка количества шлама, средний износ кулачка-толкателя для нормы MB 229.1 и общее количество шлама для норм VW 500.00/501.01/502.00/505.00.


Mercedes OM 441 La


Определяется общий объем шлама, чистота поршня, визуально оценивается износ отдельных пар трения, полировка внутренней поверхности цилиндра, средний его износ, залипание колец, расход масла. Тест проводится для масел, перечисленных на странице МВ 228.5 (масла для двигателей, отвечающих нормам Euro II).


BMW 2.5 TurboDiesel


Определяется способность моторного масла работать при крайне высоких температурах турбокомпрессора дизельного двигателя.


BMW M 44


Определяются все параметры (количество отложений, общий износ, расход масла на угар, залипание колец и др.), перечисленные в регламенте для получения допуска BMW Special Oil и BMW Long Life Oil.


Это основное испытание, проводимое BMW для апробации моторных масел


Peugeot XUD 11


Дается общая оценка чистоты деталей двигателя, определяется количество низкотемпературных отложений, расход масла на угар и увеличение вязкости масла по окончании теста. Применяется при определении соответствия нормам АСЕА.


Peugeot TU3


Также дается общая оценка чистоты деталей двигателя, определяется количество высокотемпературных отложений, расход масла на угар, увеличение вязкости масла и, дополнительно, износ кулачка-толкателя. Применяется при определении соответствия нормам АСЕА.


Volkswagen T4


Определяется вязкость масла при +40 °С по завершении теста, общее щелочное число, залипание колец и чистота поршня для нормы VW 502.00.


Nissan KA24E


Определяется износ пары трения кулачок-толкатель.


Только при помощи моторных тестов удается получить самые точные данные о том, как масло будет работать в двигателе автомобиля в реальных условиях эксплуатации.