Даже если в ясную погоду Вы едете по хорошей дороге, в бак залито достаточное количество топлива и ничто, казалось бы, не предвещает неприятностей, двигатель может перестать работать. Что делать в этом случае? Для проверки неисправности в системе зажигания можно произвести кратковременную попытку пуска двигателя стартером. При этом необходимо следить за отклонением стрелки амперметра (на разряд) во время вращения коленчатого вала двигателя стартером.


Если двигатель работает только пока включен стартер, а стрелка амперметра остается неподвижной, значит, причиной внезапной остановки двигателя является перегорание дополнительного резистора катушки зажигания, из-за которого в системе зажигания не включается цепь низкого напряжения.

Проверка резистора катушки зажигания

Для проверки исправности дополнительного резистора используют контрольную лампу, конец одного провода которой соединяют с массой автомобиля, а конец другого подсоединяют поочередно к зажимам ВК и ВКБ катушки зажигания.

Если лампа горит при подключении провода к зажиму ВКБ и не горит при подключении к зажиму ВК, то это означает, что дополнительный резистор сгорел.


После выявления причины остановки двигателя нужно замкнуть зажимы ВК и ВКБ катушки зажигания.

Это позволит на непродолжительное время запустить двигатель для того, чтобы отогнать автомобиль в удобное для устранения неисправности место. Долго ехать с замкнутыми накоротко зажимами катушки зажигания нельзя, в противном случае через несколько километров катушка зажигания обязательно сгорит, и автомобиль придется буксировать. Если такая проблема все же возникла, изолятор дополнительного резистора необходимо разобрать, а перегоревшие концы спирали соединить. При первой же возможности поврежденный дополнительный резистор катушки зажигания следует заменить.

Чтобы избежать внезапной остановки двигателя в дальнейшем, можно временно вместо катушки зажигания с дополнительным резистором поставить катушку зажигания типа Б-117 – она не имеет дополнительного резистора и применяется на легковых автомобилях, оборудованных контактной системой зажигания (например, ВАЗ).


Если стартером запустить двигатель не удается, искать неисправность следует в системе зажигания.

Остановку двигателя вызывают:

  • Замасливание, загрязнение или обгорание контактов прерывателя-распределителя зажигания
  • Неисправность (пробой) конденсатора распределителя зажигания
  • Пробой изоляции вторичной обмотки катушки зажигания
  • Нарушение контакта в местах подсоединения проводов к приборам системы зажигания

Если контакты прерывателя-распределителя зажигания замаслены и загрязнены, то вначале их следует протереть тканью, смоченной в бензине, а затем сухим материалом, не оставляющим волокон на контактах. При обгорании последних их необходимо зачистить плоским бархатным напильником, протереть материалом, смоченным в бензине, а затем сухой тканью. При правильной зачистке контакты прерывателя должны соприкасаться всей поверхностью. Помните, что для зачистки контактов нельзя применять наждачную бумагу – твердые частицы наждака, остающиеся на поверхности, приводят к сильному искрению и быстрому изнашиванию контактов.