Как работает вариатор скутера?
Вариатор скутера – механизм для передачи крутящего момента от двигателя колесам, особенностью которого является возможность плавного изменения передаточного отношения крутящего момента валов. Он выполняет такую же функцию, как и коробка передач в автомобиле.
Регулировка передаточного отношения позволяет увеличивать или уменьшать скорость. Оно корректируется при изменении положения ведущих дисков шкивов.
Шкивы вариатора
Шкивы вариатора – это устройства, состоящие из пары конических дисков. Один из них располагается на коленчатом валу (ведущий) и передает крутящий момент ведомому шкиву.
Каждое из устройств состоит из подвижного и неподвижного дисков – щек.
Одним из главных понятий, характеризующих шкив вариатора, является рабочий радиус. Это расположение ремня вариатора относительно оси, на которой находятся щеки. Чем дальше ремень удален от оси, тем больше рабочий радиус шкива.
Ремень вариатора
Для передачи крутящего момента от одного шкива к другому используется клиновидный ремень. Его форма оптимально подобрана для контакта с конусообразными дисками.
Ремень располагается между дисками ведущего и ведомого шкивов. В процессе изменения передаточного отношения он скользит от малого к большому радиусу шкивов.
Ремень изменяет рабочий радиус шкивов синхронно. Если он продвигается вглубь дисков ведущего устройства, то щеки ведомого сдвигаются ровно на такое же расстояние.
Грузики вариатора
Грузики вариатора – металлические втулки с нанесенным на них полимерным покрытием, служащие для смещения подвижного диска ведущего шкива вариатора.
Для корректной работы вариатора очень важен вес грузиков. Они не должны быть слишком тяжелыми и слишком легкими. Работа вариатора начинается именно с этих деталей.
Под влиянием центробежной силы при увеличении оборотов двигателя грузики выталкиваются от центра, отодвигая подвижный диск шкива. Начинается изменение рабочих радиусов шкивов и передаточного отношения.
Для выталкивания грузов большой массы потребуются лишние усилия, разгон скутера будет затруднен. Слишком легкие ролики не смогут отодвинуть щеку на необходимое для обеспечения максимального рабочего радиуса шкива положение.
Пружина вариатора
Данная деталь является частью ведомого шкива вариатора. Ее основное назначение заключается в сохранении оптимального натяжения ремня.
До начала движения транспортного средства пружина сжимает диски ведомого шкива, благодаря чему ремень находится на внешнем радиусе.
По мере увеличения скорости ремень преодолевает силу натяжения пружины и продвигается вглубь дисков ведомого шкива, уменьшая его рабочий радиус.
Итак, передаточное отношение корректируется по мере изменения рабочего радиуса шкивов. Чтобы сдвинуть транспортное средство с места, необходима большая мощность. Поэтому в начале движения ведущий шкив находится на своем минимальном рабочем радиусе, а ведомый – наоборот.
По мере разгона передаточное отношение меняется. Максимальная скорость скутера достигается при большом радиусе ведущего шкива и малом рабочем радиусе ведомого.
Ресурс вариатора
Мнений о ресурсе вариатора очень много. Одни считают, что такой тип трансмиссии является крайне ненадежным. Другие говорят о длительном сроке службы устройства.
Вариатор очень чувствителен к стилю езды, а также правильному обслуживанию.
Эксплуатация в агрессивных режимах при халатном отношении к замене комплектующих грозит быстрым износом компонентов и выходом вариатора скутера из строя.
Вариатор предназначен для плавного ускорения, движения по ровной дороге. Нельзя допускать перегрев механизма.
Также на ресурс вариатора скутера влияет используемая смазка. Она необходима для снижения трения между валами и подвижными дисками шкивов.
Если используется пластичная или жидкая смазка, то ее нужно заменять как можно чаще – она загрязняется, вытесняется из места нанесения, быстро испаряется и вымывается.
Работа деталей без смазывания приводит к образованию зазора в узле, потере плавности движения и разгона, быстрому выходу вариатора из строя.
Многие владельцы скутеров переходят на сухую смазку – антифрикционные покрытия.
Для ее нанесения необходимо разобрать вариатор, распылить материал из аэрозольного баллона (заклеить скотчем внутренние поверхности дисков для предотвращения попадания на них смазки), подождать до полного высыхания покрытия и собрать узел в обратном порядке.
Такой вид смазки обладает бесспорными преимуществами. Во-первых, после однократного нанесения покрытия детали больше не нуждаются в обслуживании. Во-вторых, на сухой слой не налипает пыль. В-третьих, исключается риск случайного попадания смазки на внутренние поверхности дисков и следующее за этим проскальзывание ремня. Кроме того, такие покрытия дополнительно защищают от коррозии, например, Modengy 1002.
После применения антифрикционного покрытия ход становится плавным, без рывков и заеданий. А ресурс вариатора значительно увеличивается.
По мере эксплуатации скутера необходимо контролировать состояние его ремня. Он изнашивается из-за высокого трения с внутренними поверхностями шкивов.
Ресурс ремня равен 5-7 тысячам километров пробега, после чего проводится замена. Чтобы реже менять ремень, необходимо покупать качественную замену. Дешевые ленты выходят из строя очень быстро.
Вариатор – достаточно надежный тип трансмиссии. Из-за небольшого количества деталей и простого принципа работы он меньше других подвергается износу. Неагрессивный режим эксплуатации и качественное обслуживание являются гарантиями продолжительного срока службы вариатора скутера.