Мы называем смазыванием процедуру нанесения на рабочую поверхность вещества, минимизирующего трение и снижающего износ данных поверхностей.
Таким образом сцепление уменьшается, сила сопротивления деформации также становится меньше – все это приводит к существенному понижению уровня износа трущихся поверхностей.

При граничном трении слой смазки составляет, как правило, не более 0,1 мкм, порой состоит из одного либо ряда молекулярных слоев. Уровень смазочного действия тогда зависит от физико-химических качеств этого слоя, сформированного после адсорбции (хемосорбции) веществ из жидкой (газообразной) среды на рабочей поверхности.
Если присутствуют органические поверхностно-активные вещества (ПАВы) адсорбционный слой принимает форму "ворса" из молекул, обеспечивающему плавное скольжение деталей. Смазывание ПАВами порой определяется и адсорбционным уменьшением прочности и пластифицированием материала в поверхностном слое.
Для усовершенствования смазочных свойств в технические масла и смазочно-охлаждающие жидкости добавляют ПАВы и химически активные вещества в виде присадок. Когда случается трение полимеров, то смазочное действие обеспечивают вещества, получающиеся в итоге механохимического разрушения полимеров.
Бывает и жидкостное трение, тогда слой смазки превышает десятые доли мкм, снижение трения вызывается, в основном, разъединением рабочих поверхностей и определяется гидродинамической теорией, созданной Н. П. Петровым, О. Рейнольдсом и др.
Смазочное действие твердых материалов (графит, дисульфид молибдена) определяется их структурой и малым сцеплением между слоями. Мягкие металлы (свинец, олово, кадмий) и прочие вещества, которые наносятся на трущиеся поверхности, формируют слои, имеющие небольшое сдвиговое сопротивление; тогда смазывание происходит из-за того, что деформация сдвига локализуется в малом слое поверхности.