Рабочую жидкость для тормозной системы автомобиля заливают в специальный бачок, который герметично закрывается крышкой. Это не дает гигроскопичной жидкости впитывать влагу и продлевает срок ее службы.
В статье расскажем о том, где расположен бачок, как проверить и заменить его содержимое.
Место расположения бачка. Проверка уровня и состояния тормозной жидкости
Бачок тормозной жидкости (ТЖ) находится под капотом автомобиля на главном тормозном цилиндре. Емкость выполнена из белого прозрачного пластика и установлена на двух резинках. В некоторых моделях машин (например, BMW) на бачок надет фильтр, корпус которого легко снимается, чтобы иметь возможность производить различные манипуляции.
На наружных стенках бачка находятся метки, указывающие на минимальный и максимальный уровень тормозной жидкости. Если при проверке ТЖ было обнаружено критичное снижение ее уровня, необходимо произвести срочную доливку и продиагностировать узлы тормозной системы на предмет утечки.
Качество тормозной жидкости можно проверить при помощи тестера. Компактный электронный прибор определяет температуру кипения ТЖ. Нормой считается +175 °С и выше, менее +165 °С – плохой показатель, требующий вмешательства.
В отсутствии тестера судить о состоянии тормозной жидкости позволяет ее цвет. Свежая ТЖ – светло-желтая. Чем она темнее, тем хуже.
Рекомендации по доливу и замене тормозной жидкости
Система торможения считается замкнутой. Несмотря на то, что воздух и попадает в нее при нажатии на педаль тормоза, он полностью вытесняется, если ее плавно отпустить. Такая особенность позволяет рабочей жидкости служить довольно долго. Менять ее рекомендуется только по истечению 2-3 лет.
Точный период службы любой автомобильной жидкости указан в руководстве по эксплуатации автомобиля. При этом необходимо учитывать режим, в котором работает транспортное средство, нагрузки на него, аварийные ситуации и другие факторы, способные повлиять на тормозную систему.
Перед тем, как откручивать пробку бачка, протрите ее и примыкающие к ней поверхности чистой безворсовой тряпкой.
Следите за тем, чтобы в момент снятия крышки педаль тормоза была не нажата – в противном случае жидкость может резко выплеснуться из бачка и нанести ожоги.
Если ТЖ все же попала на кожу рук, обязательно вымойте их чисто водой с мылом. Жидкость токсична, поэтому лучше работайте в резиновых перчатках.
При доливе тормозной жидкости следите за тем, чтобы ее уровень находился между отметками MIN и MAX.
Аккуратно заполняйте бачок, чтобы не допустить перелива – попадая на лакокрасочное покрытие и резиновые патрубки, ТЖ может их повредить.
Полная замена ТЖ производится поочередно в каждом из контуров тормозной системы. Начинать работу следует с самого удаленного по отношению к тормозному цилиндру колеса.
Есть несколько схем расположения контуров. При диагональном идут от правого заднего колеса, переходя на левое переднее, затем левое заднее и правое переднее колеса.
При параллельной схеме контуров очередность работ следующая: правое заднее, левое заднее, правое переднее и левое переднее колеса.
Всю работу легче производить на эстакаде или «яме». Колеса лучше снять, однако допускается приподнять их домкратом.
Старая жидкость удаляется из системы через сливные клапаны, которыми оборудованы тормозные суппорты. Наденьте на клапан резиновую трубку, второй ее конец опустите в прозрачную емкость (можно использовать обычную пластиковую бутылку).
Чтобы через клапан в тормозную систему не попадал воздух, удерживайте емкость выше уровня суппорта. Слегка ослабьте клапан и попросите помощника несколько раз нажать на педаль тормоза (при отключенном двигателе). Когда делать это станет сложнее, полностью открутите сливной клапан – по трубке начнет стекать жидкость, а педаль постепенно опустится к полу.
Когда она пройдет 2/3 пути, прекратите сливать жидкость, чтобы не нанести урон тормозной системе.
Не допускайте полного опорожнения бачка, проверяйте уровень ТЖ после слива на каждом колесе. При необходимости доливайте жидкость.
Повторяйте вышеуказанные действия до тех пор, пока выходящая из клапана не будет выходить прозрачная без пузырьков воздуха субстанция. По завершении надежно закрутите сливной винт.
Закончив с первым колесом, переходите к остальным, проводя все те же манипуляции. Затем долейте недостающее количество ТЖ в бачок.
Если в процессе замены жидкости вы обнаружили сильное загрязнение или повреждение бачка, его потребуется снять. Для этого откачайте все содержимое с помощью резиновой трубки и шприца.
Затем открутите крепления резервуара и вытащите патрубки из резиновых втулок. Уплотнители подлежат замене вместе с бачком. Перед установкой новой емкости все поверхности обязательно протрите насухо.
После завершения работы обязательно прокачайте тормоза, чтобы избежать завоздушивания тормозных контуров. Порядок действий будет зависеть от модели автомобиля и рекомендаций производителя.