Как и любая другая автомобильная жидкость, тормозная со временем стареет и теряет необходимые свойства. Кроме того, она может начать подтекать, поэтому за уровнем в бачке нужно регулярно следить, доливать или полностью менять жидкость

Не все автовладельцы знают, что залито в систему, поэтому задаются вопросом, можно ли смешивать тормозные жидкости (ТЖ) разных производителей.


Учитывая, что от нормального функционирования тормозов зависит безопасность эксплуатации автомобиля, вопрос совместимости ТЖ очень важен.

Классификация тормозных жидкостей по DOT

В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости, классифицируемые по стандарту американского департамента транспорта (Department of Transportation, или сокращенно – DOT).


Согласно этой классификации выделяют ТЖ:

  • DOT-1 и DOT-2 (сегодня практически не применяются)
  • DOT-3
  • DOT-4 и ее модификации
  • DOT-5
  • DOT-5.1

Тормозные жидкости разных классов DOT


Отечественные жидкости, например, сходная по составу с DOT-3 «Нева», «Роса» (аналог DOT-4) и им подобные встречаются все реже. Причина – практически повсеместный переход российских производителей на маркировку по американскому стандарту.

Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.


DOT-1 и DOT-2

Самые первые тормозные жидкости на минеральной основе. Сейчас они практически не применяются, а раньше использовались для тихоходных автомобилей (с максимальной развиваемой скоростью 40-60 км/ч). При больших нагрузках они быстро разогревались и могли закипеть уже при +140 °С.


DOT-3

Устаревшие гликолевые жидкости. Используются, в основном, в иномарках, выпущенных более 15-20 лет назад, отечественной «классике» (автомобилях ВАЗ), а также в грузовых автомобилях с барабанными тормозами (они меньше разогреваются при торможении, чем дисковые). Составы DOT-3 обладают высокой гигроскопичностью, т.е. способностью накапливать в объеме воду.

Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется +205 °C. Однако после обводнения более 3,5 % от общего объема температура кипения ТЖ падает примерно до +140 °C. Жидкость ведет себя довольно агрессивно по отношению к определенным пластикам и резинам.


DOT-4

Используются в относительно свежих авто. Основа жидкостей этого класса – полигликоль. ТЖ DOT-4 обладают большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды, поэтому служат немного дольше (в среднем на полгода-год), чем DOT-3.

Присадки, которые снижают гигроскопичность и нивелируют химическую агрессивность жидкости, загущают ее. По этой причине при температуре -40 °C вязкость ТЖ DOT-4 несколько выше, чем у других составов семейства DOT. Температура кипения «сухой» (только что открытой) жидкости составляет +230 °C. Накопление в ней более 3,5 % влаги снижает точку кипения до +155 °C.


DOT-5

Силиконовые жидкости, не впитывающие влагу из окружающей среды (ее незначительное скопление возможно в виде конденсата). Даже если воды попадает в ТЖ, то не смешивается с силиконовой основой.

Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Она закипает при температуре не ниже +260 °C, обладает хорошей текучестью при низких температурах. Единственный минус силиконовых жидкостей – это более слабые, чем у гликолевых, смазочные свойства. Из-за этого износ сальников, цилиндров и поршней может происходить намного быстрее.


DOT-5.1

Жидкости на гликолевой основе с увеличенной точкой кипения (сухая ТЖ – +260 °С, увлажненная – +180 °С). Эти составы стоят достаточно дорого, поэтому для бюджетных автомобилей применяются редко).

Совместимость жидкостей разных типов и марок

Сразу отметим, что все рассмотренные тормозные жидкости, кроме DOT-5, можно частично смешивать между собой – независимо от производителя. Важен именно класс, а не завод-изготовитель.


Заливка тормозной жидкости


Категорически несовместимы между собой варианты с разными основами. При смешивании силиконовой DOT-5 и гликолевых ТЖ произойдет разделение жидкости на фракции со всеми вытекающими последствиями.


Из-за неоднородности жидкость состав будет по-разному реагировать на разогрев и охлаждение. В результате многократно возрастет вероятность образования локальных газовых пробок.

Смешивать жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 теоретически и на короткий срок можно – например, если такая необходимость возникла в дороге и под рукой не оказалось нужной ТЖ. Однако такую смесь рекомендуется заменить при первой возможности.

В том случае, если автопроизводитель четко прописывает использование тормозной жидкости DOT-4, не стоит экономить и заливать более дешевую DOT-3. В долгосрочной перспективе это приведет к ускоренному разрушению уплотнителей или возникновению проблем с ABS.

Нет смысла покупать дорогую DOT-5.1, если система на нее не рассчитана. Газообразования и внезапного отказа тормозов, конечно, не произойдет. Однако практически двукратная разница в низкотемпературной вязкости может разгерметизировать тормозную систему. Дело в том, что на морозе резиновые уплотнители теряют свою эластичность. В автомобилях, рассчитанных на DOT-3 или DOT-4, пропорционально густеет и жидкость, поэтому, даже если она и протекает через подношенные задубевшие уплотнители, то в небольшом количестве. А вот низковязкая DOT-5.1 то зимой, скорее всего, будет вытекать, особенно при сильных морозах.

Жидкости одного класса и их модификации (DOT-4.5, DOT-4+ и др.) можно без ограничений смешивать между собой. В таком важном вопросе, как состав ТЖ, все производители строго придерживаются стандартов. Если на банке написано, что это DOT-4, то в составе, за незначительным исключением, будут одинаковые компоненты – независимо от завода-изготовителя. Некоторые различия в химическом составе никак не влияют на совместимость жидкостей.

Как часто менять тормозную жидкость?

При нормальной работе тормозной системы доливка жидкости в нее не требуется. Однако с учетом того, что ТЖ гигроскопична, за год из воздуха она может впитать в себя 2-3 % воды. В связи с этим на внутренних стенках деталей со временем появляется коррозия, а сама жидкость утрачивает свои свойства. Это может привести к снижению эффективности торможения и увеличению тормозного пути автомобиля.

Если вы не знаете, когда замена тормозной жидкости осуществлялась в последний раз (например, при покупке подержанной машины), обратитесь на СТО, где при помощи специального прибора проверят качество ТЖ. Вы можете сделать это самостоятельно, купив специальный тестер или рефрактометр для измерения плотности.


Цифровой тестер для определения качества тормозной жидкости


При визуальной оценке качества обратите внимание на цвет жидкости – в норме он должен быть прозрачным золотистым.


Специалисты рекомендуют менять ТЖ каждые 1-2 года (независимо от пробега) либо после прохождения 60 000 км. Чаще менять тормозную жидкость не стоит, так как это не даст никакого эффекта.