Тормозная жидкость относится к наиболее важным сервисным материалам, которые применяются в автомобиле. От ее качества напрямую зависит эффективность и надежность работы тормозов.
Автопроизводители рекомендуют менять тормозную жидкость с определенной периодичностью – как правило, раз в два года (каждые 30-40 тыс. км пробега). Такой регламент установлен в результате многолетних испытаний и расчетов, поэтому оспорить его сложно.
Однако многие водители просто не обращают внимания на рекомендации в сервисной книжке и не уделяют должного внимания тормозной жидкости – особенно если никаких проблем в работе тормозной системы не наблюдается.
Давайте разберемся, правы ли те, кто не считает необходимым вовремя менять тормозную жидкость. Назовем признаки «старения» материала и правила его самостоятельной замены.
Как часто менять тормозную жидкость и зачем это делать?
Как часто нужно менять тормозную жидкость? Ответ на этот вопрос, как уже было указано выше, содержится в сервисной книжке автомобиля. Однако в некоторых случаях делать это приходится чаще, чем каждые два года.
Периодичность замены тормозной жидкости зависит от ее класса, типа тормозной системы, условий эксплуатации транспортного средства.
Необходимо помнить о том, что тормозная жидкость работает в очень тяжелых условиях. В городском режиме эксплуатации она нагревается до +150 °С, в поездках с прицепом, а также при спортивной езде – до +180 °С.
Современные составы выдерживают такие температуры, некоторые из них нормально работают даже при +260 °С (речь идет о cиликоновых DOT 5). Однако из-за накопления влаги со временем эта цифра существенно уменьшается. 2-3 % воды, которые впитывает в себя жидкость за год, понижают температуру ее кипения на 30-50 градусов. Чем дольше жидкость используется, тем выше риск ее закипания. Чем это опасно?
При кипении тормозной жидкости в ней образуются пузырьки воздуха. Воздушная пробка приводит к тому, что при нажатии на педаль тормоза часть жидкости переливается в резервный бачок, а оставшаяся не может создать достаточного давления. В результате тормозная педаль «проваливается». Из-за несмыкания колодок на диске торможения не происходит. Последствия понятны и очень нежелательны.
С течением времени тормозная жидкость теряет не только термостойкость, но и другие свойства. Во многом это происходит из-за разложения присадок, которые в ней содержатся. Использование такой жидкости может привести к разбуханию и течи тормозных манжет.
Как проверить состояние жидкости?
Хорошим индикатором состояния тормозной жидкости является ее цвет.
Обычно она имеет светло-желтый оттенок, реже – красный. Сохранение цвета – признак нормального состояния жидкости. Мутность, наличие осадка или темных частиц указывает на разбалансировку пакета присадок. Если такую жидкость не заменить, детали тормозных цилиндров могут выйти из строя.
Более точную диагностику тормозной жидкости осуществляется с помощью специальных тестеров. Они имеют вид небольших коробочек с зондами. Тестер погружают в жидкость, зонд нагревается и определяет ее температуру. Информация выводится на специальный дисплей в виде надписей «срочно заменить», «желательно заменить» или «все в порядке».
На такую проверку уходит меньше минуты. Погрешность измерений очень мала (около 3 %). Сами тестеры доступны в любых магазинах автозапчастей.
Еще проще использовать специальные лакмусовые полоски. Они позволяют оценить степень загрязнения тормозной жидкости мельчайшими частицами меди с деталей системы.
Индикаторную полоску опускают в расширительный бачок на 30-60 секунд, после чего извлекают и сравнивают с образцами на упаковке. По описанию к цветному маркеру станет ясно, пришла ли пора менять жидкость.
Как самостоятельно поменять тормозную жидкость?
Замену тормозной жидкости в подавляющем большинстве автомобилей (без АБС) можно произвести в гаражных условиях. Специализированных инструментов и оборудования для этого не потребуется.
Достаточно иметь помощника, а также:
- Домкрат и ключ для колесных болтов
- Накидной ключ размером 8-10 мм для откручивания сливных штуцеров на рабочих цилиндрах
- Прозрачную трубку такого же размера
- Пластиковую емкость
- Медицинский шприц большого объема
Работу проводите в гараже над смотровой ямой или на ровной площадке, придерживаясь следующей последовательности действий.
Зафиксируйте автомобиль с помощью противооткатных средств и приподнимите его домкратом в области того колеса, с которым собираетесь работать (начинают обычно с правого заднего). Снимите колесо, ослабив гайки.
Поднимите крышку капота, открутите пробку расширительного бачка и откачайте из него максимальное количество жидкости шприцом.
После залива нового состава захватите штуцер рабочего цилиндра колеса ключом, наденьте на него трубку, а ее конец опустите в открытую емкость (удобнее всего использовать бутылку).
Далее помощник должен занять водительское место, несколько раз (5-7) надавить на педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом состоянии.
Открутите патрубок и следите за истечением старой тормозной жидкости в бутылку. Когда струя уменьшится, закрутите штуцер.
Такие действия повторите несколько раз, наблюдая за уровнем жидкости в расширительной емкости и доливая ее по мере необходимости. Когда по трубке потечет чистая жидкость без пузырьков, затяните патрубок и переходите к следующему колесу.
По окончании работ обязательно проверьте тормоза – после резкого нажатия на педаль все колеса должны тормозить одновременно. Если в каком-либо контуре останется воздух, машина будет отклоняться от прямой траектории в момент торможения.
Что еще нужно знать о замене тормозной жидкости?
Наличие электронных систем типа АБС на периодичность замены тормозной жидкости не влияет, однако усложняет процесс. Скорее всего, самостоятельно его выполнить не получится.
Спортивные автомобили (Мазератти, Ламборджини, Ферарри и др.) требуют замены тормозной жидкости чаще, чем обычные городские машины – каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Доливать жидкость допускается, но использовать можно только ту марку, которая была в бачке изначально. Необходимо иметь в виду, что материалы разных классов и фирм содержат свои пакеты присадок, и они могут оказаться несовместимыми (велика вероятность образования осадка, который навредит тормозной системе).
Так, силиконовую жидкость DOT 5 нельзя смешивать с гликолевыми материалами (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1/ABS). При этом допустимо совмещать DOT 3 и DOT 4. Они схожи по составу и набору присадок. DOT 3 больше подходит для автомобилей со скромными динамическими характеристиками, с рабочей температурой в тормозной системе не выше +150 °C
DOT 4 – самый популярный вариант тормозной жидкости. Она эффективна при разогреве системы вплоть до +200-230 °C.
Самая термостойкая жидкость – DOT 5 – создана специально для спортивных высокоскоростных автомобилей. Она обеспечивает безотказную работу тормозной системы и не кипит при температуре до +260 °C. Единственный ее недостаток – срок службы, он составляет всего 1 год.
DOT 5.1/ABS применяется исключительно в тормозных системах, оборудованных механизмом АБС. Смешивать ее с другими жидкостями крайне нежелательно.
При покупке подержанного автомобиля тормозную жидкость лучше заменить сразу, так как неизвестно, как поступал с ней предыдущий автовладелец. Кроме того, не будет вопросов относительно того, что заливать потом.