В пункте 2.3.1 ПДД перечисляются неисправности автомобиля, при которых его эксплуатация категорически запрещена. Нарушение функционирования тормозной системы стоит в самом начале списка, что очень показательно.
Чтобы обезопасить себя во время движения, необходимо следить за состоянием всех компонентов системы, регулярно проверять уровень и качество тормозной жидкости, вовремя ее доливать или менять.
Функции тормозной жидкости
Тормозной жидкости (ТЖ) отводится самая важная роль в функционировании тормозной системы и безопасной эксплуатации транспортного средства. От качества ТЖ во многом зависит эффективность торможения, а также возможность избежать аварии в критической ситуации на дороге.
Тормозная жидкость – это связующее вещество между приводом педали тормоза и исполнительным механизмом (суппортом). При нажатии на педаль внутри системы создается напряжение, которое через ТЖ равномерно распределяется на все 4 колеса.
Благодаря специальному химическому составу тормозная жидкость сохраняет свои свойства в любых, даже самых экстремальных условиях.
Типы ТЖ
Сегодня на рынке представлены тормозные жидкости нескольких типов. Они отличаются между собой по составу.
В ТЖ на минеральной основе входят спирт и касторовое масло. Применять такие жидкости нежелательно, так как их температурно-вязкостные характеристики не соответствуют мировым стандартам.
Чаще встречаются гликолевые ТЖ. В их составе присутствуют полигликоли и эфиры, что позволяет существенно увеличить температуру кипения жидкостей и стабилизировать их вязкость в допустимом диапазоне температур. К недостаткам материалов данного типа можно отнести повышенную гигроскопичность – чем больше воды появляется в веществе, тем быстрее оно вырабатывает свой ресурс.
Еще один тип ТЖ – жидкости на основе кремниево-органических полимеров (силиконовые). Они имеют отличные температурные и вязкостные характеристики, низкий уровень гигроскопичности. Минус силиконовых составов – недостаточные смазывающие свойства.
Требования к тормозной жидкости
Качество тормозной жидкости определяется соответствием ее технических характеристик ряду установленных норм.
Для проверки текущего состояния ТЖ используется специальный прибор – рефрактометр. С его помощью можно установить уровень плотности жидкости, наличие и концентрацию в ней воды.
Качество ТЖ определяется по следующим критериям:
- Воздействие на резиновые элементы: в процессе работы жидкость напрямую контактирует с различными уплотнителями, и со временем такое взаимодействие может пагубно сказываться на структуре резины; допустимый уровень ее разбухания или усадки составляет максимум 10 %
- Коррозионные свойства: тормозная система в большей степени состоит из элементов, которые изготавливаются из цветных и черных металлов; для предотвращения их разрушения производители ТЖ вводят в их в состав ингибиторы коррозии
- Вязкость: она должна иметь минимальную зависимость от температуры и сохраняться на допустимом уровне как при -40, так и при +100 °С
- Смазывающие свойства: данная характеристика напрямую влияет на срок службы тех компонентов тормозной системы, которые постоянно испытывают трения
Как проверить уровень тормозной жидкости?
С 80-х годов прошлого века автопроизводители начали устанавливать на главный тормозной цилиндр полупрозрачные расширительные бачки. Это удобно, так как для проверки уровня ТЖ не нужно снимать крышку резервуара.
На боковой стенке бачка расположены отметки, обозначающие минимальный и максимальный уровни жидкости (MIN и MAX).
На некоторых моделях машин расширительный бачок выполнен из непрозрачного материала, поэтому для оценки уровня и состояния ТЖ крышку придется снимать. В старых автомобилях для этого иногда приходится использовать отвертку, так как пробка может быть зафиксирована пружинным механизмом или болтом.
Перед снятием крышки очень важно удалить все загрязнения с поверхности резервуара, особенно в районе заливной горловины. Попадание посторонних частиц внутрь системы может отрицательно сказаться на работе тормозного механизма, что повлечет за собой необходимость разборки и промывки его компонентов.
Максимальный уровень жидкости должен быть не ниже 6 мм от верхней части расширительного бачка.
Если в ходе проверки выяснилось, что уровень тормозной жидкости опустился ниже минимального значения, потребуется долить недостающий объем. При выборе ТЖ нужно руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля и заливать только то средство, которое прописано в инструкции (чаще всего DOT 3, либо DOT 4). Иногда тип жидкости указан под крышкой бачка.
Периодичность проверки уровня тормозной жидкости
Для уверенности в том, что тормоза не подведут вас в самый неожиданный момент, необходимо осуществлять регулярную проверку тормозной жидкости – ее уровня и состояния.
Возьмите за правило проводить минимальный технический осмотр автомобиля еженедельно. В процессе визуальной диагностики обращайте внимание на все рабочие жидкости (моторное масло, масло ГУР, охлаждающая и тормозная жидкости). В ходе осмотра проверяйте давление в шинах, степень затяжки колесных болтов, работу осветительного оборудования.
Важный признак низкого уровня ТЖ – резкий провал педали тормоза. Если такое произошло (или педаль стала работать слишком мягко), остановите транспортное средство при помощи двигателя и стояночного тормоза, а затем оцените уровень ТЖ. При необходимости долейте жидкость и обратитесь в ближайший автосервис.
Уровень ТЖ обязательно проверяют после проведения ремонтных работ в тормозной системе, выполнении процедуры прокачки тормозов.
Помимо контроля уровня, тормозную жидкость раз в 6 месяцев или после 2-3 лет эксплуатации автомобиля проверяют на гигроскопичность.