В тормозных системах автотранспортных средств, а также в механизме сцепления применяется тормозная жидкость (ТЖ) под маркировкой DOT. Исключение составляют гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, в которых вместо ТЖ используются минеральные масла собственных марок.

Изначально DOT – это аббревиатура Департамента транспорта США. United States Department of Transportation разработал комплекс минимальных требований к тормозным жидкостям, а также разделил спецификацию на классы в своем стандарте FMVSS №116.

Рассмотрим виды ТЖ по классификации DOT, их состав и характеристики.

Виды тормозных жидкостей

Согласно классификации Департамента транспорта США тормозные жидкости делятся на несколько категорий: от DOT-1 до DOT-5.1.

DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются, так как устарели.


Тормозные жидкости


DOT-3 – это тормозные жидкости на основе гликоля. Они обладают достаточно высоким уровнем гигроскопичности, но агрессивны по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым деталям. ТЖ DOT-3 имеют сравнительно низкую температуру – +205 °С (при условии необводненности).

DOT-4 – это жидкости на гликолевой основе. Они обладают меньшей гигроскопичностью, чем DOT-3, но более высокой температурой кипения – +230 С. DOT-4 разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резину.

DOT-5 – современная разновидность тормозных жидкостей на основе силикона и пакета присадок. Такие ТЖ практически не поглощают воду, безопасны для лакокрасочных покрытий и деталей из эластомеров. Закипают они при температуре +250 °С.

DOT-5.1 – тормозные жидкости на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности. Они имеют самую высокую температуру кипения (+275 °С), но агрессивны по отношению к лакокрасочным покрытиям. Для резины ТЖ DOT 5.1 безопасны.

Каждая категория может включать продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4, встречаются DOT-4.5 и DOT-4 SUPER.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, отличаются по цвету. Это позволяет водителю определить, с каким материалом он имеет дело, избежать ошибочного выбора или случайного смешивания.


DOT-3 и DOT-4 обычно имеют желтый оттенок (от светло-желтого до светло-коричневого). DOT-5 – красного или розового цвета.

Химический состав тормозной жидкости

Высокая текучесть, термическая стабильность, смазывающие и антикоррозионные качества тормозной жидкости обеспечивают три основных компонента, входящие в их состав.


Растворитель

Смесь полиэфиров гликолевой и борной кислот, которая обеспечивает равномерное распределение химических соединений в смеси. Процентное содержание растворителя – 60-90 %.


Основа

Состоит из полигликолей (продуктов полимеризации двухатомных спиртов с окисями этилена и пропилена) или силикона. Благодаря этим компонентам ТЖ снижает трение трущихся элементов и предотвращает истирание металлических поверхностей тормозных колодок. Доля основы в жидкости – до 30 %


Добавки

Присадки вводятся в тормозную жидкость для улучшения ее технических свойств. Их массовая доля составляет 2-5 %. Антикоррозионные добавки предотвращают окисление и разрушение медных, стальных, латунных покрытий. Антиокислительные реагенты ингибируют расщепление полигликолевых эфиров и уменьшают образование продуктов распада (кислот и смол). В качестве подобных присадок используется бисфенол А (дифенилолпропан), азимидобензол и триазолы.

Кроме всего прочего, вводимые добавки продлевают срок службы ТЖ.


Этикетка на бутылке с тормозной жидкостью

Какой материал выбрать?

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные свойства.


При выборе ТЖ учитывают:

  • Гигроскопичность
  • Агрессивность
  • Температуру застывания

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Попадая в ТЖ, она ухудшает ее свойства, в частности, понижает температуру закипания. Именно поэтому чем ниже гигроскопичность, тем лучше.

Агрессивность тормозной жидкости определяет степень ее негативного воздействия на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания – также чрезвычайно важный параметр ТЖ. В сильные морозы жидкость может стать настолько густой, что перестает циркулировать по системе. В этом случае водителю сложно нажать на педаль тормоза, в связи с чем могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения.

Наиболее универсальной и доступной по цене считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилях не самых современных годов выпуска

DOT-4 – несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любых транспортных средств с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости эта жидкость хорошо работает в системах с высокой степенью износа и позволяет не бояться утечек.


Тормозная жидкость DOT 4


Тормозные жидкости DOT-5 рекомендованы для использования в новых автомобилях. Но для машин с изношенной системой торможения они не подходят из-за довольно низкой вязкости.

DOT 5.1 – самый дорогой продукт, который предназначен для автомобилей с небольшим пробегом, эксплуатируемых в условиях повышенной влажности.


Выбирая ту или иную тормозную жидкость, следует руководствоваться, в первую очередь, рекомендациями автопроизводителя, а также пробегом и состоянием тормозной системы.