Тормозная жидкость (ТЖ) является одной из наиболее важных эксплутационных жидкостей в автомобиле. От ее качества которой зависит надежность работы тормозной системы и безопасность водителя и пассажиров.

Основная функция ТЖ – передача энергии от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.


Важнейшие характеристики тормозной жидкости:

  • Температура кипения
  • Вязкость
  • Воздействие на резиновые детали
  • Воздействие на металлические детали
  • Смазывающие свойства
  • Термостабильность
  • Гигроскопичность
  • Совместимость с аналогичными тормозными жидкостями

В связи с тем, что при торможении происходит нагрев тормозов и самой тормозной жидкости, закипание ТЖ может привести к образованию паровых пробок и возможному отказу тормозной системы как следствие.

Тормозная жидкость, характеристики тормозной жидкости


Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой» (не насыщенной влагой) и «увлажненной» жидкости, содержащей до 3,5 % влаги. Температура кипения последней косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет закипать через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля.



Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Замерзшая (полностью или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов, а слишком жидкая повысит вероятность течей


Вязкость тормозной жидкости должна находиться в определенных стандартами пределах.

Под влиянием ТЖ резиновые уплотнения тормозной системы не должны сильно набухать или давать усадку, терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в тормозной жидкости. В противном случае поршни «закиснут», а манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся. В результате сама жидкость может вытечь из цилиндров или будет перекачиваться внутри них.


Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.

Термостабильность – это устойчивость ТЖ к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения. Тормозные жидкости на полигликолевой основе должны поглощать воду из окружающей среды, т.е. быть гигроскопичными. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения. В этом случае она раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.


Тормозная жидкость должна иметь способность смешиваться с аналогичными продуктами без вступления их компонентов в химическую реакцию.

В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы (стандарты SAE J1703, ISO (DIN) 4925 и FMVSS №116).

Как уже было отмечено, одной из важнейших характеристик тормозной жидкости является ее гигроскопичность. Тормозная жидкость постоянно впитывает влагу из воздуха, что приводит к резкому снижению «сухой» температуры кипения и закипанию ТЖ при интенсивном торможении. Кроме того, появление влаги в ТЖ приводит к изменению ее вязкости и коррозии деталей гидропривода.

Для того чтобы избежать возникновения негативных последствий во время торможения, автопроизводители рекомендуют менять ТЖ не реже, чем один раз в два года или при пробеге 40 тыс. км. Полностью менять ТЖ необходимо и при покупке поддержанного автомобиля. Это связано с тем, что обычно тормозная жидкость к моменту реализации автомобиля имеет высокий процент влаги, что может привести к неэффективной работе тормозной системе и возникновению аварийных ситуаций на дороге


Не рекомендуется использовать ТЖ из упаковки, открытой более 6 месяцев назад, так как жидкость в открытом виде наиболее интенсивно поглощает влагу из воздуха.

Увлажненная ТЖ может привести к отказу тормозной системы при ее интенсивной эксплуатации (особенно в городском режиме). Менять ТЖ рекомендуется полностью, так как при доливке происходит ухудшению качественных характеристик новой жидкости и снижение ее эксплутационных свойств в тормозной системе.

Чтобы отличить качественную тормозную жидкость от подделки, обратите серьезное внимание на ее упаковку. Следует избегать жидкостей в стеклянной таре – они не обеспечивают должной герметичности, не имеют защиты от вскрытия, не обеспечивают требуемых условий хранения. На упаковке должны быть указаны полные реквизиты компании-производителя: адрес, телефон и т.д. Также необходимо обязательно проверить наличие защитной пломбы и штрих-кода. Отсутствие последнего является нарушением правил торговли.

Смешивать разные тормозные жидкости можно в том случае, если они имеют гликолевую основу (это должно быть указано на этикетке). Если основы разные или нет указания на этикетке, смешивание ТЖ чревато негативными последствиями: расслоением, помутнением, выпадением осадка, разбалансировкой пакета присадок. Эти факторы могут отрицательно сказаться на работе гидравлической тормозной системы.


Перед смешиванием различных тормозных жидкостей желательно провести пробное смешивание вне тормозной системы.

тормозная жидкость


Существуют специальные тормозные жидкости с высокой температурой кипения (около +300 oС), разработанные для использования в спортивных автомобилях. Они обеспечивают максимальную отдачу спортивных тормозных систем и практически исключают закипание и вспенивание в режимах максимальной нагрузки.


Относительно новой является тормозная жидкость DOT 5.1, которую рекомендуют применять в автомобилях, предназначенных для скоростной спортивной езды. Обозначение этой ТЖ может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Однако правильнее было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT 5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT 3 и DOT 4, а не силиконовую, как DOT 5.


Тормозная жидкость на силиконовой основе DOT 5 совместима с любыми резиновыми частями, не разъедает краску, не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой.

Жалобы на то, что DOT 5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ее ранним формулам (композициям). Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. Однако в последних формулах эта проблема была устранена.

Так как DOT 5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. В связи с этим необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе.

В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается, поэтому может потребоваться несколько прокачек. DOT 5 является несколько компрессионной, что дает едва заметное ощущение «мягкой педали».