Тормозные жидкости
Главная задача тормозной жидкости – передавать энергию по маршруту "главный тормозной цилиндр - колесные цилиндры", благодаря этому тормозные накладки плотно обхватывают диски (барабаны).
Давление в гидравлическом приводе тормозов может составлять 10 МПа, а температурный уровень тормозной жидкости в дисковых тормозах достигает 150-190 °С. В итоге перманентных колебаний температуры в тормозную систему сквозь уплотнения из резины поступает вода. Это приводит к тому, что "тормозуха" пропитывается водой, что уменьшает ее температуру кипения.
Очень опасно, если при работе температура кипения тормозной жидкости падает ниже 150 °С - в этом случае на большой скорости и резких торможениях появляется опасность "кипения" жидкости, в ней появляются пузырьки (газ, пар), формируются паровые пробки, а это чревато отказом тормозов в нужный момент.
Температура кипения тормозной жидкости - показатель максимальную эксплуатационную температуру гидравлического привода тормоза.
Во время работы из-за действия воды температура кипения тормозной жидкости последовательно уменьшается, так что устанавливается два параметра: температура кипения "сухой" тормозной жидкости, а также температура кипения "обводненной" жидкости (присутствие воды -3,5 %).
Что нам даст температура кипения "обводненной" жидкости? Примерную температуру "закипания" жидкости спустя 2 года ее эксплуатации в гидравлическом приводе тормозов.
Тенденция последних лет - совершенствование качества тормозной жидкости благодаря повышению температуры кипения.
Это можно увидеть в таблице.
Температура кипения тормозных жидкостей
Жидкость |
Температура кипения, "сухой" жидкости, °С |
Температура кипения "увлажненной" жидкости, °С |
---|---|---|
"Нева" |
195 |
138 |
"Томь" (ДОТ-3) |
220 |
155 |
"Роса" (ДОТ-4) |
260 |
165 |
Тормозные жидкости должны иметь высокие вязкостно-температурные качества, защищать от коррози, смазывать и быть хорошо совместимы с уплотнениями, сохранять свои качества при высокой/низкой температуре.
Нынешние тормозные жидкости - это результат смешивания эфиров с низкомолекулярными полимерами и противокоррозионных и антиокислительных присадок.
Тормозная жидкость "Нева" - в основе этилкарбитол, в своем составе насчитывает загущающую и противокоррозионную присадку. Рабочий температурный уровень -40...+45 °С. Используют в гидравлическом приводе тормозов и трансмиссий старых автомобилей (до 1985 г.в.). Срок службы - 1 год.
Тормозная жидкость "Томь" изготовлена в качестве замены "Невы". Смесь на базе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, имеет в своем составе загущающую и противокоррозионную присадку. Обладает более совершенными, по сравнению с "Невой" рабочими свойствами, увеличенной температурой кипения. Прекрасно совместима с "Невой".
Температура эксплуатации от -40 до +45 °С. Используют в гидравлическом приводе тормозов и трансмиссий всех моделей грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобилей с передним приводом. Рабочий срок жидкости "Томь" - 2 г.
Тормозные жидкости "Роса ДОТ-4", "Роса" и "Роса-3" - высокотемпературные композиции на базе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки.
Довольно редко встречаются жидкости "Роса" и "Роса-3", имеющие в своем составе пластификаторы. У этих жидкостей есть большой температурный уровень кипения (+260 °С) и температуры кипения "обводненной" жидкости (+165 °С). Функционируют при температуре воздуха -40 до +45 °С. Применяются в тормозных системах грузовых и легковых автомобилей.
Хорошая совместимость с тормозными жидкостями "Томь" и "Нева". Работоспособна в течение 3 лет.
Тормозная жидкость БСК - результат смешивания касторового масла и бутанола. Благодаря органическому красителю имеет оранжево-красный цвет. Рабочий температурный диапазон -20 до +30 °С. ИСпользуют в гидравлическом приводе тормозов и трансмиссий старых автомобилей.
Что касается ТС, эксплуатирующихся в северных районах, то требуется жидкость с кинематической вязкостью не менее 1500 мм2/с( при -55 °С). Но на отечественном рынке таких жидкостей нет, так что происходит разбавление жидкостей "Нева" и "Томь" 18-20 % этилового спирта. Эта смесь может работать до -60 °С, но ее температура кипения невысока. Так что разбавляют жидкость спиртом вынужденно, и перед зимой эту смесь надо заменить.
Иностранные аналоги "Невы" и "Томи" – это жидкости ДОТ-3 (температура кипения свыше 205 °С), а аналогами жидкости "Роса" - жидкости ДОТ-4 (температура кипения свыше +230 °С).
Амортизаторные жидкости
Автомобильные амортизаторы нужны для уменьшения колебаний кузова на упругих элементах подвески. Благодаря им, ход машины остается плавным даже во время движения по плохим дорогам. Где работают амортизаторные жидкости? В гидравлических амортизаторах рычажно-кулачкового и телескопического типа и в телескопических стойках.
Главным критерием амортизаторных жидкостей выступает кинематическая вязкость. Скажем, при -20 °С вязкость не должна составлять более 800 мм2/с. Если вязкость вырастет, то работа амортизаторов затрудняется, что вызывает блокировку подвески.
Основными качествами амортизаторных жидкостей являются: смазывающее свойство и низкое пенообразование.
Если эти условия выполнены, минимизируется износ амортизаторов. Другими важными качествамиамортизаторных жидкостей будет окислительная стойкость, испаряемость, совместимость с резиновыми уплотнениями.
По своему составу амортизаторные жидкости являются маловязкой нефтяной основой, в состав которой входят следующие присадки - вязкостная, депрессорная, антиокислительная, антиизносная, диспергирующая и противопенная.
АЖ-12Т, ГРЖ-12 и МГП-12
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т вырабатывается путем смешивания нефтяного масла и полиэтилсилоксановой жидкости с содержанием в составе антиизносной и противоокислительной присадки. Используется в амортизаторах грузовиков и спецтехники.
Амортизаторная жидкость МГП-12создана вместо жидкости МГП-10. Маловязкая низкозастывающая нефтяная основа, с содержанием присадок: депрессорной, диспергирующей, антиизносной, противоокислительной и противопенной.
Используется в телескопических стойках и амортизаторах грузовиков и легковых автомобилей.
Амортизаторная жидкость ГРЖ-12 - продукт смешивания очищенных трансформаторного и веретенного дистиллятов + пакет присадок - депрессорная, противоокислительная, антиизносная и противопенная.
Используется в амортизаторах и телескопических стойках автомобилей.