От исправности тормозной системы напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров, находящихся в автомобиле. Резкое падение уровня тормозной жидкости (ТЖ) чревато крайне неприятными последствиями.
Несмотря на то, что современные автомобили оснащены всевозможными датчиками, в том числе отслеживающими количество ТЖ, полностью полагаться на электронику нельзя. Рекомендуется периодически проверять уровень жидкости визуально, а при обнаружении его быстрого снижения безотлагательно выяснять причину проблемы и решать ее.
Контроль уровня тормозной жидкости
Проверить уровень тормозной жидкости достаточно просто. Под капотом автомобиля имеется специальный бачок для нее. Чаще всего он изготовлен из полупрозрачного пластика.
Сбоку емкости имеются метки «МАХ» и «MIN». Верхний край ТЖ должен находиться между этими отметками. Некоторые автомобилисты рекомендуют поддерживать уровень тормозной жидкости на верхней «максимальной» отметке.
Перед проверкой и доливкой ТЖ обязательно прочитайте инструкцию к транспортному средству, так как некоторые производители автомобилей, оснащенных антиблокировочной системой «ABS», требуют предварительно «прокачать» тормоза.
Если при контроле была выявлена большая потеря тормозной жидкости, машину до выяснения причины проблемы и ее устранения эксплуатировать не допускается – при еще большей утечке велик риск отказа тормозов.
Причины утечки
Потери тормозной жидкости могут вызваны разными причинами. Чтобы определить источник возникновения проблемы, для начала проведите визуальный осмотр бачка – возможно, дело в его повреждении.
Привести к опасным утечкам ТЖ могут и другие факторы, которые будут рассмотрены ниже.
Трещина в бачке
О том, что тормозная жидкость покидает систему непосредственно через трещину в бачке, свидетельствуют характерные мокрые следы и потеки на нем.
В некоторых случаях поврежденный бачок можно отремонтировать, однако лучше все же заменить его, так как запайка может в любой момент разойтись.
Разгерметизация тормозного шланга
Причиной потери тормозной жидкости может стать повреждение тормозного шланга. Осмотрите и ощупайте его – в норме он должен быть сухим и гибким.
Если тормозной шланг твердый, а при попытке сгиба покрывается мелкими, то крайне рекомендуется его заменить.
Часто случается, что шланг элементарно слетает со штуцера. Данная проблема решается проще всего – шланг одевается на место и затягивается специальным хомутом.
Неисправности тормозных цилиндров
Если причина потери тормозной жидкости не в поврежденном бачке или шланге, загляните непосредственно под автомобиль. Иногда в случае длительного простоя машины возникают дефекты тормозных цилиндров. В этом случае под ними остаются характерные пятна от вытекшей жидкости.
Чтобы выявить повреждение тормозных цилиндров, снимите те колеса, под которыми были обнаружены потеки. Тщательно осмотрите тормозные диски и суппорты.
Утечка жидкости из задних тормозных цилиндров связано, как правило, с износом или качеством специальных резиновых уплотнителей. Особенно это актуально для жителей северных районов в сильные морозы – в таких условиях уплотнения быстро теряют эластичность и могут потрескаться.
Повреждение уплотнений ГТЦ
Иногда потери тормозной жидкости могут быть вызваны повреждением резиновых уплотнений главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
Даже отсутствие потеков не означает, что ГТЦ исправен, так как жидкость может уходить непосредственно в вакуумный усилитель тормозов. Данная неисправность выявляется только при демонтаже главного тормозного цилиндра и обнаружении следов ТЖ внутри выкупного усилителя.
В случае возникновения данной проблемы заменой резиновых уплотнителей не обойтись. Специалисты настоятельно рекомендуют менять ГТЦ полностью.
Прокачка тормозной системы после ремонта
По завершению ремонта тормозной системы следует обязательно провести ее прокачку. Это вполне можно сделать самостоятельно, имея напарника.
Для прокачки тормозов подготовьте емкость, тормозную жидкость и небольшой шланг под штуцер. Заполните бачок жидкостью до максимальной отметки. Очистите и протрите штуцеры тормозов каждого колеса.
Налейте немного ТЖ в емкость, подцепите приготовленный шланг к штуцеру. Второй конец шланга опустите в емкость с жидкостью.
Попросите напарника равномерно и интенсивно давить на педаль тормоза. На 4-й раз он должен зафиксировать ее в нажатом состоянии.
Слегка отверните штуцер и посмотрите, как выходит жидкость. Наличие пузырьков говорит о завоздушивании тормозной системе. Дождитесь, пока выйдет весь воздух, и заверните штуцер. Повторите вышеописанную процедуру на всех колесах.