При падении уровня тормозной жидкости (ТЖ) ниже минимальной отметки безопасность водителя и пассажиров оказывается под угрозой.

Несмотря на то, что в современных автомобилях, как правило, установлен датчик, отслеживающий количество ТЖ, полностью полагаться на электронику все же не стоит. Рекомендуется периодически проверять уровень жидкости визуально – он должен находиться между отметками MIN и MAX на расширительном бачке.


Если при проверке была выявлена большая потеря ТЖ, эксплуатировать автомобиль до выяснения причины утечки и устранения проблемы нельзя.


Рассмотрим, почему уходит тормозная жидкость

Причины утечки тормозной жидкости

Если во время поездки из автомобиля вытекла тормозная жидкость, при попытке торможения педаль может провалиться. Отказ тормозов несет огромную опасность для всех участников дорожного движения.

Потеря ТЖ может быть вызвана разными причинами. Ниже приведены основные из них.


Трещина в бачке

При осмотре бачка с тормозной жидкостью на нем можно заметить мокрые следы и потеки. Это свидетельствует о наличии трещины в резервуаре. Поврежденный бачок можно запаять, однако лучше заменить для надежности.


Трещина в бачке с тормозной жидкостью


Повреждение тормозного цилиндра

При повреждении тормозного цилиндра ТЖ начинает вытекать, образуя под автомобилем характерные следы (особенно они заметны после продолжительной стоянки транспортного средства).

Чтобы выявить поломку какого-либо тормозного цилиндра, потребуется поочередно снять колеса, тщательно осмотреть тормозные диски, проверить суппорты на предмет подтеков.

Утечка ТЖ из задних тормозных цилиндров часто связана с износом или плохим качеством резиновых уплотнителей. Особенно это актуально в холодное время года, так как при низких температурах резина теряет эластичность и разрушается.


Нарушение целостности тормозного шланга

Нормальный неповрежденный тормозной шланг должен быть сухим. Если на нем наблюдаются подтеки, шланг твердый на ощупь, при сдавливании или сгибе покрывается мелкими трещинами, то лучше его заменить.


Трещины на тормозном шланге


Иногда утечка тормозной жидкости связана с тем, что шланг просто слетает со штуцера. В этом случае он одевается на место и затягивается специальным хомутом.


Разрыв уплотнителей главного тормозного цилиндра

Если в резиновых уплотнителях главного тормозного цилиндра (ГТЦ) образуются трещины, жидкость начинает просачиваться сквозь них.

Причем уходить она может непосредственно в вакуумный усилитель тормозов, поэтому выявить данную позволяет только снятие ГТЦ. Если внутри выкупного усилителя обнаружены подтеки, то цилиндр подлежит замене полностью.


Неисправность гидропривода

Неисправность гидропривода выявляется следующим образом. Нужно завести машину, включить нейтральную передачу и выжать тормоз. Если педаль проваливается постепенно, то есть проблема с гидроприводом, если же ее можно выжать почти до пола, неисправность следует искать в тормозном контуре.

Как добраться до автосервиса без тормозной жидкости?

Если тормозная жидкость вытекла, запасной в машине не оказалось, а возможности вызвать эвакуатор у вас нет, добраться до ближайшего автосервиса можно попробовать, соблюдая следующие правила:

  • Во время движения пользуйтесь ручником – он не зависит от общей системы и тормозит задние колеса
  • Не разгоняйтесь больше 20 км/час, потому что задние тормоза действуют в 3 раза слабее, чем передние
  • Используйте торможение двигателем – собираясь замедлиться, не выжимайте сцепление и продолжайте движение с включенной передачей

Если вы обнаружили, что тормозная система неисправна, а дорога имеет значительный уклон вниз, действовать нужно следующим образом:

  • Переключитесь на пониженную передачу, очень плавно отпуская сцепление; двигатель будет раскручиваться за счет движения колес, а колеса, в свою очередь, не смогут сильно разогнаться
  • Как только скорость уменьшилась, понизьте передачу
  • Двигаясь на первой передаче, переходите на заднюю
  • Как только скорость снизилась до минимума, заглушите двигатель

Профилактика проблемы

Тормозная система нуждается в постоянном тщательном обследовании на предмет выявления любых дефектов и подтеков тормозной жидкости. Особенно это важно зимой, резиновые детали теряют эластичность.

Только регулярный контроль позволит вовремя выявить неисправность, а значит, обеспечить безопасную эксплуатацию автомобиля.

После ремонта и полной замены тормозной жидкости систему необходимо прокачать. Такую услугу оказывают в автосервисе, однако, ознакомившись с инструкцией по обслуживанию ТС и имея помощника, вы можете провести процедуру самостоятельно.

Если вы обнаружили подтеки ТЖ, а ее уровень в бачке постоянно падает, значит, в тормозной системе имеются какие-либо неисправности. Ездить на таком автомобиле нельзя.

После диагностики проблемы вышедшие из строя элементы следует заменить, так как любой дефект может стать причиной дорожной аварии.