Известно, что тормозная жидкость является одним из неотъемлемых конструктивных элементов тормозной системы современных мотоциклов.
Наиболее важные характеристики тормозной жидкости (ТЖ):
- Температура кипения
- Вязкость
- Воздействие на резиновые детали
- Воздействие на металлы
- Смазывающие свойства
- Термостабильность
- Гигроскопичность
- Совместимость с другими ТЖ
В связи с тем, что при торможении происходит нагрев тормозов и самой тормозной жидкости, закипание последней может привести к образованию паровых пробок, и, как следствие, возможному отказу тормозной системы.
Различают две температуры кипения ТЖ: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» жидкости косвенно характеризует температуру, при которой она будет «закипать» через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).
Вязкость характеризует способность ТЖ прокачиваться по системе. Замерзшая (полностью или частично) жидкость может блокировать работу системы, густая будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов.
Слишком жидкая тормозная жидкость повышает вероятность течей. Поэтому вязкость ТЖ должна находиться в определенных стандартами пределах.
Резиновые уплотнения под воздействием тормозной жидкости не должны сильно разбухать или уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.
Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. В противном случае могут «закиснуть» поршни, манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров или будет перекачиваться внутри них.
Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.
Кроме того, ТЖ должна быть устойчива к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.
Гигроскопичность – это склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже температура ее кипения. Такая жидкость раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.
Важно, чтобы тормозная жидкость была совместима с аналогичными продуктами без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.
Классы тормозных жидкостей
В зависимости от технических показателей, по стандарту ДОТ (Department of Transportion – американская транспортная инспекция) все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5.
Жидкости класса DOT 3 на сегодняшний день считаются устаревшими, так как изначально они были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке планировалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.
ТЖ с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям DOT 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами.
Жидкости класса DOT 5 (DOT 5.1) используются, в основном, в автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями. В тормозной системе таких автомобилей возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.
Стандарты тормозных жидкостей
В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей.
Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы (стандарты SAE J1703 (SAE – Общество автомобильных инженеров (США), ISO (DIN) 4925 (ISO (DIN) – Международная организация по стандартизации) и FMVSS №116 (FMVSS – Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей)
Основные правила эксплуатации тормозных жидкостей
Одной из важнейших характеристик тормозной жидкости является ее гигроскопичность. ТЖ постоянно впитывает влагу из воздуха, что приводит к резкому снижению «сухой» температуры кипения и закипанию жидкости при интенсивном торможении. Кроме того, появление влаги в ТЖ приводит к коррозии деталей гидропривода и изменению вязкости самой жидкости. Она меняет цвет на более темный. Для того чтобы избежать возникновения негативных последствий во время торможения, автопроизводители рекомендуют менять тормозную жидкость не реже, чем один раз в два года или при пробеге 40000 км.
Полная замена ТЖ необходима при покупке подержанного автомобиля. Это связано с тем, что обычно тормозная жидкость к моменту реализации автомобиля имеет высокий процент влаги, что может привести к неэффективной работе тормозной системы и возникновению аварийных ситуаций на дороге.
Не рекомендуется использовать ТЖ из упаковки, открытой более 6 месяцев назад.
Это связано с тем, что жидкость в открытом виде (без мембраны) наиболее интенсивно поглощает влагу из воздуха, становится увлажненной, что может привести к отказу тормозной системы при ее интенсивной эксплуатации, особенно при движении в городском цикле.