Каждый автопроизводитель предъявляет свои требования к качеству моторного масла и выражает их в форме допусков, которые указывает в инструкции по эксплуатации ТС. Теми же буквенно-цифровыми обозначениями пользуются производители смазочных материалов.


Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбора, умение ее расшифровывать – залог долговечной и стабильной работы двигателя.


По каким критериям классифицируются масла и что обозначают надписи на канистрах? На эти вопросы и не только ответим далее в статье.

Расшифровка символов маркировки

В настоящее время рынок смазочных материалов заполнен моторными маслами самых разных производителей. Среди них – бренды с мировым именем и соответствующим качеством, а также менее известные продукты с неплохими характеристиками.


Перед тем как покупать то или иное масло, необходимо внимательно изучить этикетку – как правило, на ней содержится вся необходимая информация о нем:

  • Название
  • Производитель
  • Основа (органика, синтетика или полусинтетика)
  • Качество масла и его назначение согласно стандарту API
  • Показатели вязкости по классификации SAE
  • Допуски автопроизводителя
  • Информация о дополнительных свойствах масла (так называемая псевдомаркировки, не являющияся общепризнанными – например, fully syntetic, HC и т.п.)
  • Дата изготовления
  • Номер партии

Обозначения на этикетке моторного масла


С выбором производителя и названием моторного масла обычно никаких затруднений не возникает – реклама и рекомендации специалистов здесь служат решающим фактором. Дата изготовления и номер партии указывают на пригодность состава к использованию.

Зачем маркируются моторные масла? Набор не всем понятных букв и цифр, нанесенный на канистры с моторным маслом, призван помочь выбрать правильный материал. «Зашифрованные» стандарты учитывают условия эксплуатации и прочие факторы, которые очень важны при подборе.

Классификация моторных масел по разным стандартам

Упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя призваны международные стандарты.


Общепризнанными являются такие классификации как:

  • SAE
  • API
  • ACEA
  • ILSAC
  • ГОСТ

Каждый из стандартов имеет свою историю и долю на рынке. В основном, используются три классификации – API, ACEA и ГОСТ. Указывается также класс вязкости масел по SAE.


SAE


Важнейшая характеристика моторного масла – коэффициент его вязкости – регламентируется классификацией SAE. Данный международный стандарт определяет вязкость масел при плюсовых и минусовых температурах в их граничном значении.


Классификация масел SAE


Классы материалов по SAЕ имеют формат ХW-Y. Буква W (от англ. Winter – зима) указывает на всесезонность масла, X и Y – условные обозначения минимальной и максимальной температур, при которых масло нормально выполняет свои функции: прокачивается через каналы зимой и удерживается на поверхностях летом.


В зависимости от величины вязкости масла подразделяются на:

  • Зимние: более текучие, обеспечивающие беспроблемный запуск двигателя в холодное время года; обозначаются цифрой и буквой W (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.); граничное значение температуры определяется путем вычитания числа 35 от цифры
  • Летние: применяются при среднесуточной температуре не ниже 0 °C; кинематическая вязкость таких масел достаточно высока, поэтому в жаркое время года их текучесть не превышает нужного значения; летние марки масел обозначаются одним числом (например, 20, 30, 40 и далее) – чем оно больше, тем вязкость выше
  • Всесезонные: наиболее популярные материалы, способные работать как при минусовых, так и плюсовых температурах; такие масла имеют двойное обозначение (например, 15W-40).

Вязкостные характеристики являются важнейшими, но не единственными элементами классификации моторных масел, поэтому выбирать продукт только по этому критерию в корне неправильно. Необходимо учитывать тип и состояние двигателя, год выпуска автомобиля, условия его эксплуатации и многие другие параметры.

ACEA


Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles). Она подразделяет масла по их эксплуатационным свойствам, назначениям и категориям.


Классификация масел ACEA


Последнее издание стандарта предусматривает 3 категории и 12 классов моторных масел:

  • A/B – масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12)
  • C – масла для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12)
  • E – масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12)

Помимо класса моторного масла, в обозначении ACEA указывается год его введения в действие, а также номер издания (время обновления технических требований).


ГОСТ


Отечественные моторные масла проходят сертификацию по ГОСТ 17479.1-85. Согласно ей, все они подразделяются на группы по кинематической вязкости и эсплуатационным свойствам.


В зависимости от кинематической вязкости выделяются масла:

  • Летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24
  • Зимние – 3, 4, 5, 6
  • Всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра – зимний класс, вторая – летний)

Чем больше числовое значение, тем более высокой вязкостью обладает материал.

По областям применения ГОСТ подразделяет все моторные масла на 6 групп, которые маркируются буквами от A до E.

Индексом 1 обозначаются масла для бензиновых двигателей, индексом 2 – продукты для дизелей, масла без индекса являются универсальными.


ILSAC


Стандарт ILSAC был разработан Международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standartization and Approval Committee). Сегодня данная классификация используется преимущественно для японских авто.

Классификация масел ILSAC

По системе ILSAC все моторные масла можно отнести к одному из пяти классов: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, которые мы будем рассматривать далее. Разница лишь в том, что все масла ILSAC являются всесезонными и энергосберегающими. 


Категории ILSAC следующим образом соотносятся с API:

  • GF-1 (устаревшая) – аналог API SH
  • GF-2 – аналог API SJ
  • GF-3 – аналог API SL
  • GF-4 – аналог API SM
  • GF-5 – аналог API SN

Для японских автомобилей с турбированными дизельными двигателями в рамках стандарта ILSAC используется класс JASO DX-1. Данная маркировка предусматривает возможность использования масла для современных силовых агрегатов с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

Классификация моторных масел по API


Система классификации Американского Нефтяного Института API (American Petroleum Institute) была разработана в 1969 году. Она установила три эксплуатационные категории масел в зависимости от их назначения и качества:

  • S (Service) – моторные масла для бензиновых двигателей
  • C (Commercial) – моторные масла для дизельных двигателей
  • EC (Energy Conserving) – энергосберегающие масла: маловязкие, легкотекучие материалы, уменьшающих расход топлива

Стандарт API


Латинская буква рядом с обозначениями S или C (SL, СF и т.п.) указывает на уровень эксплуатационных показателей масла и возможность его применения для двигателей определенного года выпуска.

Универсальные материалы, подходящие как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый из них – основной, второй указывает на возможность применения масла для силового агрегата другого типа (к примеру, API SM/CF).

Рассмотрим, какие категории выделяет стандарт API для двигателей разных типов и «возрастов».


Категории масел для бензиновых двигателей


Данная классификация широко распространена во всех странах мира. Она включает в себя 12 категорий. Каждая из них начинается с буквы S, которая указывает на применимость масла в бензиновых двигателях. Вторая буква – одна из ряда с A по N (за исключением I и K).


Классы API SA, SB, SC, SD, SE и SF сегодня официально признаны устаревшими. Масла этих категорий подходят для двигателей, выпущенных до 1988-го года. Они не содержат присадок, поэтому для современных силовых установок непригодны. Масла классов API SG и SH применяются ограниченно.


  • API SG – масла для автомобилей, изготовленных не ранее 1989 года; содержат присадки, обеспечивающие защиту деталей двигателя от коррозии
  • API SH – масла, устойчивые к окислению и защищающие ДВС от коррозии, нагара и изнашивания; подходят для легковых автомобилей, микроавтобусов, грузового транспорта, но применяются только по допуску автопроизводителя
  • API SJ – масла, предназначенные для двигателей легковых автомобилей, спорткаров, микроавтобусов, небольших грузовиков после 1996 года выпуска; прекрасно сохраняет свои свойства в зимнее время, однако может образовывать небольшое количество нагара
  • API SL – один из оптимальных вариантов для большинства транспортных средств, изготовленных после 2000 года; экологичный, энергосберегающий продукт, применимый для многоклапанных и турбированных силовых агрегатов, работающих на обедненной топливной смеси
  • API SM – класс API, утвержденный в 2004 году; продукты этой категории подходят для бензиновых двигателей, изготавливающихся в настоящее время; обеспечивают защиту от раннего изнашивания, сохраняют свои свойства при отрицательных температурах
  • API SN – класс API, утвержденный в 2010 году и объединивший в себе ультрасовременные масла с ограниченным количеством фосфора; масла этой категории относятся к энергосберегающему типу, совместимы со многими современными системами нейтрализации выхлопных газов

Моторное масло


Категории масел для дизельных двигателей


Маркировка моторных масел для дизельных двигателей по API включает в себя две буквы, первая из которых (С) указывает на их «дизельную» принадлежность, а вторая на конкретный класс.


В обозначение обычно включены также числа (2 или 4), определяющие тип ДВС (соответственно 2-х или 4-тактный).


  • CA – масла для слабонагруженных дизельных двигателей; вариант только для старых б/у авто
  • СB – улучшенная версия CB, принятая в 1949 году
  • СC – масла для средненагруженных силовых агрегатов; дата появления категории – 1961 год
  • СD – масла, введенные в эксплуатацию с 1955 года; нашли широкое применение в сельскохозяйственной технике
  • СE – масла для дизельных двигателей не ранее 1983 года выпуска; актуальный вариант для мощных турбированных ДВС с увеличенным рабочим давлением
  • СF-4 – масла для четырехтактных дизельных агрегатов автомобилей 1990 года выпуска и позже; заливается по рекомендации автопроизводителя
  • СF-2 – масла для двухтактных дизельных ДВС, работающих в при высоких нагрузках, в сложных условиях эксплуатации
  • СG-4 – масла для высоконагруженных двигателей, работающих на малосернистом топливе (не более 0,05 %); позволяют избежать сильного износа деталей ДВС и появления нагара на деталях
  • СH-4 – класс API, введенный в 1998 году и объединивший масла для двигателей, работающих в высокоскоростном режиме; продукты этой категории отвечают экологическим требованиям по содержанию токсичных веществ в выхлопе и содержат специальные присадки, препятствующие образованию нагара
  • СI-4 – класс API, введенный в 2002 году; продукты этой категории используются в современных двигателях независимо от типа впрыска топлива, включая все разновидности наддувных, содержат моюще-диспергирующие присадки, устойчивы к термоокислению и испарению, подходят для использования при очень низких температурах
  • СI-4 PLUS – класс API, дополнивший CI-4 в 2004 году; объединяет масла с улучшенными показателями сажеобразования и окисления; в ходе производства эти смазочные материалы проходят до 17 моторных тестов
  • СJ-4 – самый современный класс API, введенный в 2006 году; разработан для тяжелонагруженных дизельных двигателей с сажевыми фильтрами; масла соответствуют строгим экологическим требованиям – зольность не превышает 1 %, концентрация серы – не более 0,4 %, содержание фосфора – менее 0,12 %

Категория универсальных масел для бензиновых и дизельных двигателей


Некоторые моторные масла подходит не только для бензиновых, но и для дизельных двигателей. Для них существует отдельная классификация по API, которая в своей маркировке содержит сразу два обозначения, разделенные косой чертой «/»: SJ/CF-4, SL/CF, SM/CF и др.


Как читать такие маркировки? Для начала отметим, что на первом месте производитель указывает предпочтительное применение масла (во всех приведенных примерах это бензиновые двигатели).

Для примера разберем обозначение SL/CF. Первая буква (S) указывает на принадлежность к бензиновым двигателям, вторая (L) определяет оптимальный класс качества для транспортных средств, выпущенных с 2001 года.

Буква C, стоящая во второй части после слеша, допускает вариант использования масла в дизельных двигателях. F указывает на применение материала во внедорожниках, которые выпущены после 1994 года.


Моторное масло


Категории масел для двухтактных двигателей


Масла для подвесных лодочных моторов маркируются как TD, материалы для двухтактных двигателей с высокими требованиями к качеству смазки (в мотоциклах, снегоходах и пр.) – ТС. Они же могут использоваться вместо масел классов TA или TB.

TB – это материалы для скоростных высоконагруженных двухтактных двигателей с объемом от 50 до 200 см3 (мотороллеров, бензопил, мотоциклов). TА – масла для двухтактных двигателей объемом до 50 см3 с воздушным охлаждением (мопедов, газонокосилок и пр.)


Стандарт API подразделяет на классы не только моторные, но и трансмиссионные масла.

  • GL-6: масла для гипоидных передач с увеличенным смещением, работающих в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок; сегодня используются редко по причине их смещения GL-5
  • GL-5: масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D; содержат большое количество противозадирных присадок, поэтому подходят для самых тяжелых условий эксплуатации: ударных и знакопеременных нагрузок, высоких скоростей и пр.
  • GL-4: масла для ступенчатых коробок передач и рулевых механизмов, главных и гипоидных передач; отличаются высоким содержанием противозадирных присадок и уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105; работают в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах
  • GL-3: масла для ступенчатых коробок передач и рулевых механизмов, главных и гипоидных передач; отличаются высоким содержанием противозадирных присадок и уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105; применяются для спирально-конических передач, работающих в умеренно жестких условиях, а также для обычных трансмиссий со спирально-коническими шестернями
  • GL-2: масла для червячных передач, работающих в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с высокими требованиями к антифрикционным свойствам; используются обычно в тракторной технике
  • GL-1: минеральные масла без противозадирных компонентов, с возможным включением антиокислительных и противопенных присадок; применяются в цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передачах, работающих при низких удельных давлениях и скоростях скольжения
  • МТ-1: масла с повышенной термической стабильностью для высоконагруженных агрегатов; предназначены для несинхронизированных механических КП мощных коммерческих автомобилей
  • PG-2: масла для передач ведущих мостов мощных коммерческой автотехники; обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами

Особенности автомобильных масел класса SN/CF по стандарту API

Рассмотрим технические характеристики самых популярных классов масел по стандарту API – SN/CF


Спецификация API SN появилась в конце 2010 года и заменила ранее действовавшую SM. Ключевыми отличиями нового стандарта стали:

  • Энергосберегающие свойства масел, накладывающие ограничения на их вязкость и требующие высоких антифрикционных свойств (ранее было необязательно соблюдать эти условия)
  • Совместимость смазочных материалов с биотопливом
  • Повышенные требования к защите двигателя от износа (сегодня некоторые автопроизводители, например, Mercedes-Benz, считают масла класса API SN/CF неудовлетворительным по этому параметру, поэтому вводят более жесткие стандарты)
  • Совместимость с современными системами нейтрализации отработанных газов (в стандарт включены требования к содержанию в масле серы, фосфора, его зольности и испаряемости)
  • Отсутствие масел с высокотемпературной вязкостью выше SAE 40, что связано с ужесточившимися экологическими требованиями (так, для современных автомобилей классов Euro 4-5 производители используют синтетику 5W-30, хотя конструкция двигателей изначально подразумевала более вязкие масла)

Моторные масла категории API SN/CF


Перечень требований к классу CF значительно меньше, так как он был принят намного раньше, чем SN – в начале 1990-х годов. Именно потому масла API SN/CF подходят далеко не для всех современных дизельных двигателей, и это обязательно нужно учитывать при самостоятельном подборе продукта.

Масла API SN/CF теоретически могут работать в устаревших моделях ДВС, так как более современные стандарты перекрывают требования предыдущих. Однако из-за некоторых особенностей материалов этого класса (например, сниженного щелочного числа, которое не совсем подходит для двигателей с повышенным объемом картерных газов) лучше придерживаться рекомендованных производителем продуктов.

Полезные рекомендации

При выборе моторного масла важно обращать внимание не только на его основные маркировки, но и различные дополнительные обозначения. Например, надпись Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с увеличенным сервисным интервалом замены. Другие маркировки выделяют совместимость продуктов с двигателями, оснащенными турбонаддувом, интеркулером, системой охлаждения газов рециркуляции или управления фазами ГРМ.


Современные силовые агрегаты отличаются повышенной чувствительностью к нефтепродуктам, поэтому к выбору моторного масла следует относиться очень ответственно.


В первую очередь нужно запомнить, что судить о качестве продукта, основываясь только на его внешнем виде, нельзя. Оттенок зависит от введенных присадок, консистенция – от типа масла, времени года, состава.

Потемнение смазочного материала может свидетельствовать как о его прекрасных моющих свойствах, так и о накоплении продуктов неполного сгорания топлива.

Также следует помнить, что распространенный стандарт API SL/CF не допускает смешивания между собой масел на разной основе. Перед заменой расходника необходимо промыть двигатель.

Во избежание приобретения поддельной продукции низкого качества покупать масло лучше у производителя или его официальных представителей.