Основной причиной загрязнения системы топливного питания автомобиля является попадание в нее влаги, песка, частиц коррозии с металлического бака и стальной горловины, применения некачественного горючего.

Если откладывать промывку топливной системы, ресурс двигателя значительно сократится.


Перечислим основные признаки и последствия засорения, а также методы промывки инжектора и других элементов системы.

Признаки засорения топливной системы автомобиля


Типичные признаки загрязнения топливной системы таковы:

  • Затрудненный запуск двигателя в холодное время года
  • Неравномерная работа силового агрегата на холостом ходу (повышенное или пониженное количество оборотов)
  • Рывки и подергивания (провалы) при резком ускорении
  • Детонация топливной смеси при разгоне вследствие ее обеднения и повышения температуры в камере сгорания
  • Высокая концентрация угарного газа в выхлопных газах
  • Повышенный расход топлива (до 20-30 %)
  • Cнижение мощности двигателя
  • Ухудшение динамики разгона автомобиля
  • Хлопки в выпускной системе
  • Быстрый выход из строя кислородного датчика (лямбда-зонда) и каталитического нейтрализатора

Эти же «симптомы» могут указывать не только на загрязнение топливной системы, но и на другие проблемы, поэтому при возникновении вышеописанных явлений желательно выполнить комплексную диагностику автомобиля.


Проблемы с запуском двигателя

Последствия загрязнения

Сбои в работе топливной системы возникают, в первую очередь, из-за некачественного топлива. Оно содержит большое количества всевозможных примесей, с помощью которых производители пытаются повысить октановое число. Бензол, олефин, сера и прочие соединения образуют смолянистые отложений в рампе, топливных магистралях, а в процессе сгорания – на внутренней и внешней поверхностях форсунок.

Особенно сильно страдают современные электромагнитные форсунки с допусками 1 мкм. Наиболее интенсивное накопление отложений в них происходит сразу после остановки двигателя.

В это время корпус форсунок сильно нагревается в отсутствие охлаждающего действия топлива. Его легкие фракции испаряются, а тяжелые вместе с вышеперечисленными вредными веществами накапливаются и уменьшают сечение калиброванного канала.

Слой отложений толщиной 5 мкм может изменить пропускную способность распылительных отверстий на 25 %.


Из-за загрязнения форсунок нарушается процесс образования топливно-воздушной смеси, ухудшается герметичность запорного клапана регулятора давления.


В дизельных двигателях засорение топливной системы приводит к существенному уменьшению производительности топливного насоса высокого давления (ТНВД).

Отложения на элементах топливной системы представляют из себя лаковую черно-коричневую корку, которая не растворяется бензином. Именно поэтому самостоятельная чистка инжектора и прочих частей топливной системы в сложных случаях может не принести ощутимых результатов.

Гораздо эффективнее производить промывку в автосервисе или на СТО, где имеется специальное оборудование и химические реагенты.

Западные специалисты рекомендуют промывать топливную систему каждые 30 000 км пробега. Однако «особенности» российского топлива заставляют сократить этот интервал до 15-20 тысяч километров. Дизельные двигатели, эксплуатируемые на отечественной солярке из высокосернистой нефти, требуется очищать еще чаще – каждый 10 тысяч км.

Методы промывки


В настоящее время получили распространение два основных метода промывки топливной системы:

  • Без демонтажа форсунок с двигателя
  • На ультразвуковом стенде с демонтажем форсунок

Первый способ больше является профилактическим мероприятием. Он позволяет избавить систему от мелких загрязнений, удалить влагу из топливного бака. Провести такую промывку можно самостоятельно при помощи специальных присадок в топливо.

При использовании автохимии нужно действовать строго по инструкции. Очищающие добавки заливают в пустой топливный бак, а затем полностью его заправляют.

Промывка топливной системы на профессиональных ультразвуковых установках возможна только в специализированных автосервисных мастерских. Этот метод позволяет избавиться от углеродистых и смолянистых отложений на инжекторах, клапанах и клапанных седлах, в камере сгорания как бензиновых, так и дизельных двигателей.


Устройство для промывки форсунок


Для очистки топливный бак и топливный насос автомобиля отключаются, вместо них на вход топливной рампы подсоединяется нагнетательный шланг установки. Специальная жидкость (сольвент), которая одновременно является очистителем и топливом, подается из емкости под давлением. Излишки моющего состава проходят через регулятор давления по обратной линии в резервуар установки.

Такая схема промывки инжектора способствует эффективной очистке не только форсунок, но и топливной рампы, а также регулятора давления с запорным клапаном. В электромеханических системах впрыска очищается дозатор-распределитель.

После промывки бензиновых двигателей обязательно оценивают состояние свечей зажигания. При необходимости их меняют.

В перечень работ по очищению топливной системы дизельных двигателей обязательно включают промывку ТНВД, в полостях которого накапливаются отложения.

Механическая очистка топливной системы: порядок действий


При наличии времени, желания и, что самое главное, навыков в сфере ремонта автомобиля выполнить полную промывку топливной системы бензинового двигателя можно своими руками.


Снимите топливную рампу и форсунки. Промойте дроссельную заслонку и замените топливные фильтры.

Очистите форсунки. Для этого определите расположение подающего канала и распылителя (последний обычно покрыт налетом бурого цвета).

При наличии сеточного фильтра извлеките его вместе с уплотнителями. Вставьте распылительную трубку аэрозольного очистителя в подающий канал.

Соберите электрическую цепь, присоединив к плюсу на аккумуляторе лампочку и соответствующую клемму форсунки, к «минусу» – кнопку дверного звонка и другую клемму форсунки.

Подайте давление на форсунку и одновременно нажмите кнопку дверного звонка, выступающего в качестве замыкателя цепи. Если все в норме, загорится контрольная лампа, а из распылителя вырвется огонь.

Повторите последнюю процедуру несколько раз до образования равномерного факела.

В завершение замените уплотнители на форсунках и установите последние обратно на рампу.

Снимите бак, слейте остатки топлива в емкость и продуйте емкость воздухом. Прежде чем заливать топливо обратно, дождитесь, пока загрязнения осядут. Еще лучше использовать свежее горючее.

Целесообразность применения топливных присадок

Использование присадок в топливо – самый легкий вариант очистки форсунок. Нужно выбрать подходящую жидкость, залить ее в бак перед заправкой и эксплуатировать автомобиль в обычном режиме.


Присадка в топливо


Однако нужно помнить о некоторых нюансах:

  • Добавки повышают концентрацию кислорода в топливе, которое и так содержит его достаточно много
  • При сильно забитом фильтре тонкой очистки топлива присадки, скорее всего, будут бессильны
  • Присадки подходит для вымывания лишь начальных отложений, сильные загрязнения они не удалят
  • Иногда использование добавок может вызвать нестабильность работы или проблемы с запуском двигателя (загрязнения попадают в фильтры и другие элементы топливной системы)
  • Температура применения присадок ограничена (обычно их используют при уверенном плюсе)

Как предупредить загрязнение топливной системы?

Чтобы проблем с топливной системой не возникало, заправляйтесь только на проверенных АЗС. Старайтесь заливать полный бак горючего, так как в полупустой емкости, особенно зимой, может конденсироваться влага из воздуха. Вместе частицами пыли она попадает в топливо и загрязняет его.

Своевременно меняйте топливные фильтры, проводите профилактическую очистку системы каждые 10-15 тысяч км пробега автомобиля.


Эти действия не требуют особых расходов, но гарантируют стабильную работу двигателя на длительный срок.