Трансмиссионные масла ТМ 4 предназначены для применения в механических коробках переключения передач, ведущих мостах и раздаточных коробках. Они обладают оптимальными вязкостными, эксплуатационными, антикоррозионными свойствами. Эти жидкости очень популярны среди владельцев отечественных и зарубежных автомобилей.

Что такое ТМ-4?

При выборе масла важно обращать внимание на маркировку, которая указана на этикетке продукта. Но не все знают, что обозначает та или иная надпись. Особенно это касается отечественных трансмиссионных масел.

Трансмиссионное масло ТМ-4-12
Начнем по порядку. Первое, что стоит в маркировке отечественного масла – это аббревиатура ТМ – трансмиссионное масло. Далее идет цифра. В нашем случае это "4". Она обозначает принадлежность жидкость к определенной группе по эксплуатационным свойствам.

Масло ТМ-4 – это минеральная или полусинтетическая жидкость, которая содержит высокоэффективные противозадирные присадки. Она применяется в гипоидных, цилиндрических, спирально конических и конических передачах, которые работают при температуре масла до +150 °C и контактных напряжениях до 3000 МПа. Такие же свойства имеют масла GL-4 по зарубежной классификации API.



После "ТМ-4" могут идти следующие цифры: 9, 12, 18, 34. Это обозначение класса вязкости по ГОСТ 17479.2-85. Оно соответствует зарубежной классификации SAE, где 9 – это 75W, 12 – 80W/85W, 18 – 90, 34 – 140.

Ввиду того, что сезонные масла применяются только в определенных широтах, наибольшее распространение получили всесезонные масла. Наиболее распространенные жидкости ТМ-4 – полусинтетическая 75W-90 (ТМ-4-9) и минеральная 80W-90 (ТМ-4-12).

Характеристики масла

Масло ТМ 4 изготавливается из минеральных и синтетических базовых масел. Для придания жидкости определенных свойств, в ее состав вводят специальные компоненты и присадки.


Масло группы ТМ-4 обладает следующими характеристиками:

  • Имеет высокую термическую стабильность
  • Имеет высокую окислительную стабильность
  • Обеспечивает надежную защиту от коррозии и износа
  • Препятствует образованию задиров
  • Обладает высокими антипенными свойствами
  • Отлично отводит тепло от узлов трансмиссии
  • Способствует снижению расхода топлива

Область применения

Масла ТМ-4 предназначены для работы в механических коробках передач, раздаточных коробках, коробках отбора мощности и других узлах трансмиссии, где требуется допуск API GL-4. Они подходят для средненагруженных передач, которые работают при небольшом или умеренном крутящем моменте и высоких скоростях.

Жидкость широко распространена, ее можно найти в любом регионе России. Это обусловлено низкой стоимостью и доступностью продукта.

Масло применяется в механических трансмиссиях отечественных и зарубежных легковых автомобилей, коммерческого транспорта, сельскохозяйственной и специальной техники.

Жидкость ТМ-4 универсальна и многофункциональна, благодаря чему она обеспечивает надежную защиту элементов трансмиссии практически в любых условиях. Она образует прочную масляную пленку на узлах трансмиссии, которая эффективно их защищает от износа и коррозии.

Ввиду того, что это всесезонное масло, оно отлично подходит для использования в регионах средней полосы России. В южных и северных широтах рекомендуется применять сезонные жидкости.

Отличие ТМ-4 от ТМ-5

Как уже было сказано выше, масла ТМ-4 предназначены для работы в конических и гипоидных передачах, которые эксплуатируются при температуре масла до +150 °C и контактных напряжениях до 3000 МПа. Такие условия характерны для коробок переключения передач переднеприводных автомобилей.

Масла ТМ-5 предназначены для гипоидных передач, которые работают при ударных нагрузках и напряжениях свыше 3000 МПа. Такие узлы применяются в коробках с гипоидными коническими шестернями и главных передачах с дифференциалом повышенного трения. Жидкость группы ТМ-5 лучше защищает элементы трансмиссии при высоких нагрузках.

Ключевая особенность состоит в том, что масла ТМ-4 содержат в 2 раза меньше серо-фосфорных присадок, чем материалы ТМ-5. Эти присадки образуют на поверхностях защитный слой, который по прочности превосходит детали из меди и прочих мягких металлов. В процессе работы этот слой попросту разрушит поверхности и потребуется затратный ремонт КПП.


Именно поэтому применение масел не по назначению приведет к повышенному износу элементов трансмиссии, которые выполнены из мягких металлов. Переходить с масла марки ТМ-4 на ТМ-5 и наоборот нельзя, так как это разные жидкости, у которых строго определенное назначение и свойства.

Как выбрать оригинальное масло?

Сегодня рынок устроен таким образом, что чем популярнее производитель, тем выше вероятность того, что продукцию, выпускаемую под ее брендом, будут подделывать. Даже опытные автовладельцы, которые могут отличить подделку от оригинала, порой покупают контрафактную продукцию.


Рассмотрим на примере масла ЛУКОЙЛ ТМ-4, как выбрать неподдельный продукт.


Трансмиссионное масло ЛУКОЙЛ ТМ-4
Прежде всего на оригинальной таре должен быть комбинированный товарный знак, который дополнен лазерной маркировкой вплавляемых этикеток. Помимо этого этикетка должна содержать призыв к охране окружающей среды и знак, предусматривающий вторичную переработку.

На таре присутствует информация о материале, из которого изготовлена канистра и номере пресс-формы. Дата производства выглядит следующим образом: ММ.ГГ. Даты в виде числа месяца оригинальная тара не содержит.

Крышка канистры двухкомпонентная. Она изготовлена из полиэтилена, а внутри имеет резьбу и специальную пластиковую вкладку. На всех тарах должно быть гарантийное кольцо и термосвариваемая алюминиевая вставка на крышке.



Горловина канистры всегда закрывается фольгой. Обычно производители подпольной продукции обходят эту деталь вниманием, поэтому подделку можно легко отличить от оригинальной жидкости.

Стенки канистры состоят из трех слоев, которые заметны после того, как тара открыта. Это делается для того, что при хранении и транспортировке масло лучше сохранялось внутри емкости. К тому же такая конструкционная особенность тары позволяет защитить масло от подделки, так как произвести подобную канистру в кустарных условиях практически невозможно.