Способы снижения шума в коробке передач
Исправно работающая коробка переключения передач (КПП) не должна издавать никаких звуков. Шум со стороны этого механизма говорит об износе его деталей.
Причины шума в коробке передач:
- Образование люфта между элементами трансмиссии
- Повреждение и износ зубьев кпп
- Неправильный подбор вязкости трансмиссионного масла, его низкий уровень
Причина первых двух неполадок заключается в неправильной эксплуатации коробки передач: резкие торможения, высокие скорости, слишком низкие температуры.
Но даже при нормальных условиях работы коробка передач склонна к износу, так как состоит из большого количества зубчатых колеc, которые постоянно вращаются и цепляются друг за друга.
Рис.1. Устройство механической коробки передач
Способы снижения шума в КПП
Самым радикальным и дорогостоящим вариантом является замена всего механизма. С точки зрения надежности этот способ оптимален.
Демонтаж коробки передач для поиска причины посторонних звуков потребует большого количества времени и сил. Без определенных знаний и навыков самостоятельно провести данную процедуру затруднительно.
Многие автомобилисты выбирают путь игнорирования посторонних звуков. Однако это приводит к дальнейшему разрушению деталей и усилению шума. В результате возникает необходимость капитального ремонта механизма или его полной замены.
Использование присадок помогает снизить трение деталей и исправить некоторые неполадки в работе. Однако специалисты рекомендуют использовать такие материалы не для устранения посторонних звуков, а для их предупреждения. Плюсом данного способа является простота применения, так как не требуется разбирать механизм.
Самым лучшим способом борьбы с шумами из КПП является ее качественное обслуживание, которое заключается в своевременной замене поврежденных элементов трансмиссии и добавлении присадок.
Типы присадок для КПП
Депрессаторные присадки используются для уменьшения воздействия окружающей среды на трансмиссионное масло и повышения его эксплуатационных характеристик.
Противозадирные присадки уменьшают трение деталей и повышают их износостойкость. Их можно добавлять на любом этапе эксплуатации масла.
Антикоррозионные присадки снижают влияние негативных факторов на металлические элементы и замедляют процессы окисления масла.
Герметизирующие присадки добавляются в случаях протекания масла через сальники. Они заполняют микротрещины в уплотнителях и восстанавливают их эластичность.
Очистительные присадки применяют за два-три дня до плановой замены масла. Они очищают механизм от нагара и окалины.
Ревитализаторы добавляют когда уже слышен шум со стороны КПП. Они устраняют посторонние звуки посредством заполнения образовавшихся трещин в деталях. Такие присадки не рекомендуется использовать в целях профилактики износа, что доказано многочисленными испытаниями. Эти материалы разработаны для экстренного применения.
Как работает присадка в КПП от шума?
На этапе профилактического использования присадки предотвращают шум посредством снижения износа деталей и обеспечения плавности их движения.
При уже появившихся посторонних звуках присадки заполняют имеющиеся зазоры и трещины, уменьшают трение элементов, восстанавливают небольшие повреждения. Но следует учитывать, что присадки не могут полностью восстановить детали трансмиссии, а только снижают дальнейший износ и предупреждают последующее повреждение деталей.
Противошумные присадки параллельно решают еще ряд задач:
- Повышают эффективность работы масляных насосов
- Частично восстанавливают поврежденные поверхности
- Увеличивают ресурс коробки передач
- Восстанавливают упругость резиновых элементов
Присадки для механической коробки передач: как выбрать и правильно использовать?
Использование присадок будет иметь положительный эффект при их совместимости с трансмиссионным маслом.
Чтобы присадки дали наилучший результат, заливать их следует через пару дней после замены масла.
Перед применением присадки необходимо прогреть коробку передач до температуры штатной эксплуатации. Затем заглушить двигатель и залить состав через специально предусмотренное отверстие. Далее рекомендуется проехать на автомобиле 15-20 километров на разных передачах.
После данных манипуляций автомобилем можно пользоваться в обычном режиме.
Чтобы правильно подобрать присадки, необходимо читать описание каждой и сопоставлять со своими целями, моделью автомобиля и типом трансмиссионного масла.
Рекомендации по применению присадок для МКПП
Не всегда цена присадки является показателем ее качества. Необходимо внимательно изучать описание материала и реальные отзывы о нем.
Некоторые присадки обещают предотвратить старение трансмиссионного масла и кардинально продлить период между его заменами. Однако на самом деле необходимо менять масло по обычному графику, независимо от используемых присадок. При функционировании автомобиля в сложных условиях промежуток между заменами желательно уменьшить.
Рис. 2. Замена расходных материалов КПП
Не рекомендуется часто пользоваться герметизирующими присадками, так как они создают уплотнительный слой не только в месте протечки, но и на всех элементах коробки передач. На внутренних элементах коробки образуется налет, который можно удалить только путем разборки механизма. К тому же, такие присадки могут только временно устранить течь, а не ликвидировать ее. Если не предпринимать никаких дополнительных мер по ее устранению, со временем она разрастется и без ремонта точно не обойтись. Поэтому они подходят скорее для внепланового применения, чем для постоянного.
Важно четко придерживаться дозировки присадок, рекомендуемой производителем. Не следует экспериментировать с количеством материала, надеясь на усиление его свойств.
Не добавляйте присадки в масло, ресурс которого использован более чем на 70-80 процентов.
Некоторые присадки могут не сразу дать положительный эффект, а только через некоторое количество километров пробега.
Далее представим список эффективных присадок по мнению автолюбителей и их основные характеристики.
Список лучших присадок для МКПП
Присадки производства RVS Master можно назвать универсальными. Они совместимы с большинством трансмиссионных масел.
Материал создает на элементах КПП стойкий керамический слой, который предотвращает износ элементов и устраняет незначительные повреждения.
Данные присадки подходят для постоянного применения, снижают шум и колебания в КПП.
Присадки российского производства MosTwo Ultra являются фаворитом среди автолюбителей в вопросе снижения шума. Подходят для любого типа КПП.
В данной присадке содержатся вещества, способные удалить небольшие загрязнения деталей, материал повышает плавность переключения селектора, повышается стойкость механизмов при работе в условиях повышенных нагрузок. Данную присадку можно заливать в любое трансмиссионное масло.
Преимущества: снижение трения и восстановление узлов, облегчение работы рычага переключения скоростей, снижение шума и вибраций.
Присадка Getriebeoil-Additiv от фирмы Liqui Molly содержит в составе дисульфид молибдена, за счет которого снижается трение деталей и их температура, а также сглаживается поверхность зубьев и предотвращается их повреждение.
Данный материал рекомендуется к применению исключительно в механической коробке передач.
Присадка EX 120 содержит в составе сразу несколько активных элементов, формирующих на деталях тонкий защитный слой, устраняющий потертости поверхностей и уменьшающий шум при движении элементов.
Присадка в виде геля 1Stage от украинской фирмы Xado создает на поврежденных деталях маталлокерамическое покрытие, заполняющее все трещины. Благодаря этому облегчается скольжение элементов и снижается шум при работе.
Ревитализант Xado. Данная присадка разработана для восстановления поврежденных деталей: шестеренок, подшипников и других элементов. Это достигается за счет образования металлического покрытия на компонентах КПП. По словам производителя, присадка может восстанавливать геометрию поврежденных деталей.Преимущества материала: ликвидация повреждений элементов, снижение уровня шума, возможность эксплуатации механизма при утечке трансмиссионной жидкости, стойкость к коррозии.
Какие присадки лучше не использовать?
Главное правило – не заливать присадки для механической коробки передач в автоматическую и наоборот.
Использование присадок с моющим эффектом на постоянной основе не рекомендуется. По заявлениям производителей такие присадки продлевают период между заменами трансмиссионного масла, однако это не совсем так. Добавки могут менять характеристики смазочного материала, и он перестает бороться с трением, что ведет к повреждению и износу элементов коробки передач.
Специалисты не рекомендуют покупать присадки, обещающие повысить срок службы трансмиссии в несколько раз. Часто в таких материалах содержится слишком большое количество дисульфида молибдена. Присадки смешиваются с содержащимися противоизносными компонентами трансмиссионного масла и меняют его характеристики. Это увеличивает риск разрушения резиновых и пластиковых элементов, что проводит к необходимости ремонта агрегата.
Рекомендации по продлению срока службы коробки передач
Необходимо постоянно следить за уровнем масла в коробке, а также правильно его подбирать. Трансмиссионное масло необходимо для снижения трения и охлаждения деталей.
Если коробка передач будет работать без смазывания, она очень быстро выйдет из строя. Замену масла при нормальных условиях эксплуатации автомобиля рекомендуют проводить каждую сотню тысяч километров.
Переключать передачи необходимо плавно и аккуратно, чтобы не повредить механизмы. Грубое обращение с рычагом переключения передач является самой частой причиной ее выхода из рабочего состояния.
Обеспечивать герметичность картера коробки передач. Его повреждения могут вызвать протечку масла, что негативно скажется на функционировании автомобиля. Например, для этой цели можно использовать кожух.
Не допускать перегрузки автомобиля. При перевозке тяжелого груза соблюдайте рекомендации производителя.
Не двигаться внатяг. То есть своевременно переключайте передачу автомобиля на более низкую при снижении скорости. Это поможет избежать чрезмерной нагрузки на механическую коробку передач.
Замедлить износ механизма переключения передач можно следуя следующей схеме при разгоне: начинайте движение сразу со второй передачи, а после разгона переключайтесь на третью и четвертую.
Все присадки для коробок передач имеют схожие свойства и принцип действия. Они направлены на снижение трения деталей, увеличение ресурса механизма и снижения шума при работе. Однако выбор оптимального материала необходимо делать исходя из условий эксплуатации автомобиля, его пробега, используемого трансмиссионного масла.
Правильный выбор присадки окажет положительный эффект на работу коробки передач. Если данные материалы залить до возникновения неприятных шумов, то вероятность появления подобной проблемы значительно снизится. При появлении посторонних звуков присадка также поможет, однако самым оптимальным решением в этой ситуации является диагностика коробки передач и замена изношенных элементов.