В России на строительных площадках, при прокладке дорог и трубопроводов, в коммунальном хозяйстве, угольных и рудных карьерах, а также при погрузочных работах используются разнообразные машины зарубежного производства. Это бульдозеры, экскаваторы, скреперы, трубоукладчики, погрузчики, оборудование для сноса зданий, карьерные самосвалы и др. В большинстве случаев их силовыми агрегатами служат четырехтактные дизели мощностью от 20-30 до сотен киловатт.


Условия работы двигателей таких машин специфичны и неблагоприятны с точки зрения сохранности эксплуатационных свойств моторных масел.

Землеройные, строительные машины, а также карьерные самосвалы постоянно работают в условиях высокой запыленности воздуха. Абразивные частицы пыли попадают в масло и ускоряют износ двигателей. Однако, как показали многочисленные исследования, масла с высокими диспергирующими свойствами способствуют быстрому разрушению абразивных частиц на очень мелкие фрагменты, размеры которых меньше толщины масляной пленки. Этим в значительной мере уменьшается абразивный износ деталей цилиндро-поршневой группы, подшипников коленчатого вала, механизма газораспределения.

Кроме этого, многие рассматриваемые машины работают в циклическом режиме с малой продолжительностью цикла, в течение которого частота вращения коленчатого вала и отдаваемая мощность резко изменяются в широком диапазоне.

Нестабильность режима работы двигателя способствует загрязнению масла сажей, которое сопровождается ростом его вязкости и ухудшением противоизносных свойств.

Перечисленные особенности дают основания для отнесения условий работы масла в дорожно-строительной, землеройной и коммунальной технике к тяжелым, менее благоприятным, чем в двигателях коммерческих автомобилей, выполняющих дальние перевозки по благоустроенным дорогам.


В тяжелых условиях работы необходимо строгое соблюдение сроков смены масла и масляных фильтров, указанных в инструкциях по эксплуатации машин.

При выборе моторных масел для рассматриваемой техники следует отдавать предпочтение тем конкретным маркам, внесенным в инструкции по эксплуатации и допущенным к применению изготовителем двигателя. Только при их отсутствии следует использовать масла соответствующего базового уровня по классификациям API или АСЕА (в зависимости от места изготовления машины). Вязкостные классы масел предопределены климатическими условиями региона, в котором используется техника.

Смазочные материалы компании Caterpillar помогут улучшить характеристики и продлить срок службы спецтехники. Лучший выбор для замены износившихся деталей и расходуемых материалов – только оригинальные запчасти Caterpillar: фильтры, ремни, рабочие жидкости и некоторые запасные части, нагрузка на которые достигает максимума при максимальной нагрузке машины. Пример таких деталей – режущие кромки ковша экскаватора, бульдозерного отвала, и т.д. Эти запасные части не только повышают производительность землеройных работ, но и защищают более дорогие компоненты машин от разрушения.