Антифрикционные смазки – это просто другое название пластичных смазок для снижения износа и уменьшения деструкции трущихся поверхностей.
Чтобы получить антифрикционные смазки – берут, как правило, нефтяные масла малой и средней вязкости, в редких случаях – нефтяные и синтетические масла с большей вязкостью. Загущение антифрикционных смазок, как правило, проводят, солями высших жирных кислот (Li, Ca, Na, Ba, A1) и гидрофобизированным силикагелем, глиной, неорганическими пигментами, алкил-, ацил- и арилпроизводными мочевины, полимерами. Окислительную стойкость, антиизносные параметры совершенствуют, добавляя определенные присадки в смазки.
Антифрикционные смазки хорошо держатся в местах трения на элементах, находящихся в движении, а также на вертикальных плоскостях.
Пластичные антифрикционные смазки могут работать в температурном диапазоне от -100 до +350 °С.
Минимум температуры ограничивается в целом повышением динамической вязкости, максимум температуры расплавления или разложения загустителя, ограничивается уровнем испаряемости, окислительной стойкостью.
Рабочие характеристики антифрикционных смазок находятся в зависимости от их реологических параметров, механической, коллоидной стабильности, термостойкости и устойчивости к воде.
Оценке подвергаются и условные критерии антифрикционных смазок – пенетрация, температура каплепадения по Уббелоде.
Антифрикционные смазки общего назначения, рассчитанные на обычную температуру, производятся благодаря загущению нефтяных масел кальциевым мылом (солидол Ж) или синтетических жирных кислот (солидол С).
Антифрикционные смазки устойчивы к воде, обладают малой температурой каплепадения. Отличаются высокими антиизносными качествами и используются при средних скоростях и нагрузках.
Антифрикционные смазки общего применения для повышенной температуры изготавливаются благодаря загущению нефтяных масел натриевыми мылами. Эти материалы не имеют устойчивости к воде, диапазон рабочих температур – от 110 до +120 °С.
По этой причине вместо них применяются универсальные антифрикционные смазки, которые производятся с помощью загущения нефтяных масел Li-мылом 12-гидроксистеариновой кислоты.
Многоцелевые антифрикционные смазки содержат противоокислительные, антифрикционные присадки. Многоцелевые антифрикционные смазки применяются для всех главных узлов трения. Такие смазки устойчивы к воде, отличаются высокой температурой каплепадения.
Например, Литол-24 может заменить почти все смазки общего назначения.
Термостойкие смазки производятся, как правило, на базе синтетических масел – полиорганосилоксановых, перфторал-килполиэфирных. Потом данные масла загущаются смешанными мылами, силикагелем.
Данные смазки используются, если температура < +250 °С, возможно также применение в течение краткого отрезка времени – до +350 °С.
Морозостойкие антифрикционные смазки вырабатываются загущением нефтяных и синтетических масел, обладающих малой вязкостью. Такие смазки применяют в деталях летательных аппаратов, устройствах малой мощности, работающих на открытом воздухе в арктических условиях.
Данные материалы могут работать при температуре до -60 °С.
Антизадирные антифрикционные смазки включают в свой состав присадки/добавки – дисульфид молибдена (MoS2), графит, политетрафторэтилен.
Область их использования – тяжелонагруженные подшипники скольжения, подшипники качения.
В особых случаях возможно использование антиизносных, приработочных паст, содержание дисульфида молибдена (MoS2) в которых – до 60-70%.
Химически стойкие антифрикционные смазки абсолютно нейтральны к агрессивным веществам, кислороду (газообразному и жидкому), серной кислоте, аминам, гидразинам. Среди них довольно широкое распространение имеют углеводородные смазки, ограниченно устойчивые к окислителям.
Особо стойки к окислителям, аминам и иным коррозионноактивным средам антифрикционные смазки на основе перфторалкилполиэфиров, применяемые, например, в кислородно-дыхательной аппаратуре, насосах для окислителей и ракетных топлив.
Радиационно-стойкие антифрикционные смазки изготавливают путем загущения ароматизированных нефтяных масел или алкилбензолов силикагелем.
Они стойки при поглощенных дозах излучения до 106-107 Гр.