Пушечное сало – этот термин часто можно услышать не только от автовладельцев, родившихся в СССР. В настоящее время некоторые из тех, кто задумывается о дополнительной защите своего транспортного средства от коррозии, до сих пор рассматривают этот легендарный состав в качестве одного из вариантов.
Давайте разберемся, что такое пушсало, для чего применяется, чем оно лучше многих аналогичных современных смазок, рассмотрим процесс обработки автомобиля и отзывы.
История пушечного сала
Состав, получивший в дальнейшем народное название «Пушечное сало» или «Пушсало», был разработан в начале 1970-х годов. Хотя некоторые пользователи утверждают, что работали с такими составами и ранее.
Его основное назначение – защита стрелкового оружия, артиллерийской и другой военной техники, находящейся на складском хранении, от коррозии.
Состав получил название «УНЗ».
Позже эта версия смазки была доработана, модернизирована, и новый состав вышел в серийное производство под названием «Смазка пушечная ПВК».
Цвет и консистенция этого смазочного состава напоминали сало. Поэтому в народе за ним закрепилось разговорное обозначение – «пушечное сало», или, сокращенно, «пушсало».
Состав и характеристики пушсала
Пушсало производится из базовых минеральных нефтяных масел. В качестве загустителей используются петролатум и церезин. Кроме того, в состав добавлены антикоррозионные присадки.
По внешнему виду пушечное сало имеет сходство с литолом. Так же, как у него, однородная мазеобразная масса имеет цвет, который варьируется от желтого до коричневого.
Пушсало обладает следующими основными рабочими характеристиками:
-
Отличные консервационные свойства
-
Высокая влагостойкость и водостойкость
-
Диапазон рабочих температур - -50… +50 °С
-
Высокие антикоррозионные свойства
-
Высокая адгезия – состав очень липкий, он хорошо удерживается на наклонных, вертикальных и перевернутых поверхностях
Применение пушечного сала
Основным предназначением состава сейчас, как и полвека назад, является защита от коррозии деталей и изделий как из черных, так и из цветных металов.
Пушсало используется как в военной сфере – в качестве консервационной смазки для оружия и техники, так и для гражданских применений – для коррозионной обработки металлических кузовных конструкций автомобилей, для изоляции наземных трубопроводов и т.д.
Как использовать пушечное сало для обработки автомобиля
Для антикоррозионной обработки металлических поверхностей автомобиля пушсало в том виде, в котором изготавливается, почти непригодно. Оно слишком густое (хотя некоторые ухитряются работать и с такой консистенцией).
Поэтому перед обработкой состав нужно довести до нужной кондиции.
Основные способы для этого – нагрев или разбавление более жидким компонентом.
Чаще всего оба способа комбинируют.
Густое пушечное сало нагревают и разбавляют бензином, другими растворителями, веретенкой, автомобильными маслами. Обычно для снижения стоимости конечного состава используются уже отработанные масла.
Автомобиль должен пройти предварительную подготовку. С зоны обработки снимают все мешающие пластиковые детали. Желательно удалить все имеющиеся очаги коррозии. Металл тщательно очищают металлической щеткой и наждачной бумагой, обезжиривают с помощью уайт-спирита, высушивают.
Далее с помощью строительного фена, или электрической плитки пушечное сало разогревают, доводя до консистенции густой сметаны (ориентировочно до +90 °С). Использовать газовую плитку или другие источники с открытым огнем крайне опасно, так как выделяющиеся из состава (особенно после разведения) пары масла и растворителей могут воспламениться.
В разогретую массу добавляют разбавитель (ориентировочная пропорция 4:1) и хорошо все размешивают. Пока состав не остыл и не загустел, его быстро наносят обычной кистью, шприцем или распылителем на обрабатываемые поверхности.
Внимание! После остывания неразбавленное пушечное сало приобретает первоначальную консистенцию. Поэтому наносить его нужно быстро!
При обработке под днище автомобиля подставляют емкость, в которую будут стекать излишки антикора.
Опытные пользователи рекомендуют наносить состав слоем толщиной 0,3…0,4 мм.
После нанесения первого слоя состав быстро застывает от соприкосновения с холодными поверхностями автомобиля. После этого наносят второй слой. Для повышения прочности покрытия можно нанести дополнительные слои.
Пушсалом обрабатываются также колесные арки, скрытые полости и другие поверхности, склонные к образованию коррозии, например, проемы дверей пороги.
Можно обработать и металлические поверхности внутри салона, но при этом надолго останется довольно резкий специфический запах.
В скрытые полости и труднодоступные места пушечное сало можно нанести при помощи шприца. При этом уже через час автомобиль будет готов к эксплуатации.
Где взять настоящее пушечное сало?
В настоящее время продукт под названием «Пушечное сало» можно встретить на прилавках специализированных магазинов. Этот материал выпускается различными производителями.
Однако нет гарантии, что этот состав – то самое пушсало из советских времен. И не удивительно.
В военной сфере, для которой, собственно, и было разработано данное средство, к качеству предъявлялись очень высокие требования.
Вся продукция в СССР выпускалась в соответствии с ГОСТ, при этом все процессы производства и качество жестко контролировались.
Современные производители выпускают продукцию в соответствии с техническими условиями (ТУ), которые сами и разрабатывают, определяя состав продукта и процесс его производства.
Именно поэтому в банках, ведрах, пластиковой упаковке или в брикетах различных производителей может оказаться совершенно разное пушечное сало.
Какой же выход?
Для консервации армейского вооружения до сих пор применяют Пушечное сало до сих пор применяется для консервации армейской техники. При этом воинские части приобретают его только после жесткой процедуры военной приемки.
Излишки такой смазки могут реализовываться через военные склады. При этом можно быть абсолютно уверенным в том, что это – действительно сделанный по ГОСТ состав.
Преимущества и недостатки пушечного сала
Основным достоинством пушечного сала является высокая эффективность – по отзывам автовладельцев состав отлично справляется с функциями предотвращения образования коррозии на обработанных поверхностях в течение длительного времени.
По сравнению с другими, аналогичными по назначению современными средствами, пушсало имеет невысокую цену. Это еще одно, пожалуй, главное преимущество.
Однако, как и у любого средства, помимо достоинств следует отметить и некоторые минусы.
Так, являясь с одной стороны преимуществом, необычайно высокая липкость состава приносит много хлопот. Дорожная пыль и грязь буквально притягиваются к составу, образуя на поверхности толстый слой.
Кроме того, обработанные разбавленным составом полости в жаркую погоду начинают подтекать. Попадая на окрашенные поверхности, они придают автомобилю неопрятный вид и могут сильно пачкаться.
Отзывы
Вот лишь некоторые из отзывов, оставленные автолюбителями на различные публикации о пушечном сале.
Отработка и пушсало – лучший антикор и для автомобилей уже с коррозией, и для всех остальных. Потом берём ведро с песком и снизу кидаем туда где мазал, иначе будет всё липнуть и пачкаться.
Я обрабатывал пушсалом с отработкой под давлением 6 атмосфер. Только греть часто приходится. Первая машина 15 лет без рыжиков, за исключением сколов.
Отличный способ для сохранения железа – мазали прямо по железу на крылья Москвича. Через 3 года вскрыли – никакой ржавчины. Доставали у военных.
У меня один знакомый обработал свою ГАЗель в скрытых полостях. Растопил, задул везде и двери, и капот, ступени и под обшивку. А после каждое лето в жару оно таяло и текло по всей машине, одежды перепортил кучу, ветоши на протирку потёков потратил не мало. Лета три маялся, а она возьми и снаружи зацвети, ну там от камушков всяких и нашей чудовой покраски.
У знакомых офицеров все жигули были обработаны пушечным салом. Автомобили аккуратно переворачивали и заливали днище горячим салом ...толщиной 2...3 см. Даже по проселочной дороге снизу была тишина. Хорошая шумоизоляция и никакой корозии
Действительно в жару и на солнце это пушсало течёт изо всех отверстий, а также из всех щелей по всему кузову.
На даче столбы забора, ту часть которую вбивал в землю и чуть выше, обмазывал пушсалом. То, что покрашено уже облезло и зацвело, а пушсало отлично держится.