Эксплуатационный паспорт машины включает в себя указания по смазке ее узлов, карту смазки с изображением машины и узлов, куда наносится смазка, а так же таблицу сортов подходящих масел и смазок, периодичность их применения, способ нанесения смазки и инвентарь. Перед началом заправки, все приборы очищаются от пыли и грязи, для того, чтобы исключить возможность попадания абразивных частиц на трущиеся поверхности.

Заправка смазочными маслами осуществляется вручную с помощью масленок, которые подают мало через отверстия к трущимся деталям, а так же проточных или наливных масленки. Во время централизованной смазки масло закладывают в резервуары смазочных устройств.

Заправка консистентными смазками осуществляется шприц-масленками и рычажными солидолонагнетателями. При заправке строительных машин в полевых условиях применяются прицепные или самоходные маслотопливозаправщики, которые оснащены цистернами для топлива, а так же емкостями для различных масел, воды и консистентных смазок, баками для графитовой и канатных мазей. Шестеренные насосы, обеспечивают принудительную подачу масла и тем самым нагнетают его в пресс-масленку. Для заправки густыми смазками имеется пневматический нагнетатель. Кроме того, в число оборудования маслозаправщика входит компрессор, генератор постоянного тока, литромеры и шланги.

Расход смазочных материалов определяется по данным карты смазки, учитывая время эксплуатации машины. Годовой расход смазочных материалов определяется в зависимости от отработанного числа часов с учетом установленного часового расхода смазки.


В случае поддержания хорошего технического состояния машины достигается экономия смазочных материалов.

В процессе эксплуатации машины свойства масла, залитого в картеры зачастую меняются, появляются элементы ускоряющие старение масла. Отработанные масла собираются раздельно по маркам в специальные сборники. Однако путем регенерации улучшается качество отработанного масла. Таким образом можно восстановить до 25 % масла, расходуемого для заправки машин.

Смазочные материалы желательно хранить в металлических емкостях, в сухих темных помещениях с достаточной вентиляцией и температурой не ниже +10 °С. Большие резервуары должны иметь указатели уровня масла, краники для спуска масла и отстоя, горловины для приема смазки,которые перед заливкой необходимо очищать от пыли, а после заливки плотно закрывать пробками. Избегайте хранения емкостей с маслом под открытым небом. Каждая емкость должна иметь табличку с указанием сорта и марки смазочного материала. Консистентные смазки отпускаются по весу.

Смазочные материалы перевозятся в железнодорожных или автомобильных цистернах, в железных или деревянных бочках.