Проблема быстрого и качественного скашивания травы и мелкого кустарника волнует многих владельцев дачных и приусадебных участков. Такая же задача стоит и перед городскими службами, занимающимися вопросами благоустройства территории.
Для решения этой задачи приобретаются триммеры. По типу энергии, применяемой для привода, эти устройства делятся на бензиновые и электрические.
Чтобы бензо- или электрокоса прослужила как можно больше, за ней необходимо ухаживать. Одним из необходимых действий по такому уходу является обслуживание редуктора триммера.
Обслуживание заключается в проверке и при необходимости в смазывании этого узла.
Постараемся разобраться с этими вопросами в данной статье.
Когда нужно смазывать редуктор триммера?
Явным сигналом о необходимости смазывания редуктора привода является его быстрое нагревание в процессе работы или появление посторонних шумов. В этом случае смазывание обязательно.
Необходимо также следовать рекомендациям производителя бензо- или электротриммера. Периодичность смазывания он указывает в инструкции по эксплуатации устройства.
Однако даже производитель не может учесть все нюансы и особенности режимов эксплуатации этих механизмов, поэтому среди мастеров по обслуживанию электро- или мотокос есть справедливое мнение, что обслуживание редуктора следует производить, не дожидаясь проявления признаков неисправности. Смазку редуктора триммера рекомендуется проводить через каждые 10-15 моточасов (то есть часов работы).
Можно встретить советы производить смазывание в конце сезона при консервации на зимнее хранение. Однако лучше заложить в редуктор новую смазку перед началом сезонных работ.
К случаям, когда нужно производить смазывание, можно отнести ремонт узла и любую его разборку.
Смазка редуктора необходима также в случае приобретения бывшего в употреблении триммера.
Устройство редуктора
Для того, чтобы лучше понять, какая смазка необходима для вашего триммера, надо разобраться, как устроен редуктор, из каких узлов он состоит и проанализировать условия работы этих узлов.
Редуктор триммера обычно расположен на нижнем конце приводного вала и служит для двух основных задач:
- Передачи вращательного движения этого вала бобине с леской либо фрезе
- Повышения крутящего момента мотокосы путем снижения числа оборотов
Обычно редуктор состоит из собственно корпуса, валов, нескольких подшипников, одной или нескольких цилиндрических и конических шестерен, уплотнений (см. фото).
Приводной вал с большой скоростью вращает ведущий вал вместе с ведущей шестерней. Ведомая шестерня имеет большее количество зубьев и поэтому ведомый вал вращается медленнее. Зато крутящий момент на нем возрастает. Каждый вал установлен в корпусе на двух подшипниках.
При работе триммера на редуктор передаются вибрации и толчки, связанные с изменением сопротивления вращению от взаимодействия режущего узла с травой, кустарником. Налипшая на ножи трава или грязь также при большой постоянно изменяющейся скорости вращения способствуют возникновению динамических колебаний и вибраций.
В целом можно сказать, что узлы редуктора работают при большой скорости вращения и динамических нагрузках. При этом на зубьях шестерен возникают высокие контактные напряжения, подшипники испытывают поперечные вибрации.
Температурные режимы – средние, так как инструмент предназначен для скашивания травы, а эту работу обычно выполняют летом, при положительных температурах. В результате трения узлы редуктора нагреваются, но излишнее тепло отводится смазкой и охлаждением корпуса редуктора атмосферным воздухом.
Сильный нагрев – нехарактерное для редуктора явление и свидетельствует о необходимости ремонта узла или его смазывания.
Чем смазать редуктор триммера?
Все эти нюансы и особенности обслуживания и смазывания устройства уже были учтены производителем - в инструкции по эксплуатации даны рекомендации, какой именно материал можно применять для обслуживания. Чаще всего там обозначена не конкретная марка смазки, а те общепринятые стандарты, которым она должна соответствовать.
Если нет возможности приобрести рекомендованный производителем материал, или он не указан в инструкции, то выбор смазочного материала производится самостоятельно.
Смазка в обязательном порядке должна учитывать все перечисленные выше факторы - температурный режим, высокие скорости вращения, динамические нагрузки и вибрации.
Важным требованием для смазочного материала является также его способность оставаться в зоне трения, не сбрасываться под действием центробежных сил при вращении и не выдавливаться под нагрузкой.
Смазка для редуктора должна обладать хорошими антикоррозионными свойствами и надежно защищать узлы от образования ржавчины в результате воздействия атмосферной влаги.
Исходя из этих требований осуществляется подбор смазочного материала.
Можно не ломать себе голову, а приобрести специализированное средство для обслуживания электро- или бензокос. Такие материалы сейчас в большом количестве предлагаются как производителями мото- и электрокос, а также другими компаниями.
Чтобы облегчить жизнь пользователя, известные производители иногда предлагают универсальные смазки, которые пригодны для обслуживания всей садовой техники данного бренда. Можно использовать и такие материалы.
Производить обслуживание редуктора можно смазками общепромышленного назначения. Главное - чтобы они максимально соответствовали условиям эксплуатации и содержали противоизносные присадки и наполнитель в виде твердых смазочных материалов (желательно дисульфид молибдена).
NACSMAR200
Это средство американской компании NAC было разработано для смазки угловых редукторов мотокос. Производится из минерального масла, загущенного литиевым комплексом и специального набора присадок.
Смазка обладает влагостойкостью, отличными антиокислительными и антикоррозионными свойствами.
Поставляется в тюбиках объемом 200 мл.
Champion EP-0
Это универсальная литиевая смазка с консистенцией 0 по системе NLGI предназначена для редукторных передач, работающих в условиях высоких механических нагрузок.
Смазка обеспечивает долговременное смазывание, предотвращает появление коррозии, защищает от износа образования задиров и эффективно снижает потери на трение.
Выпускается смазка в тюбиках объемом 50, 120 и 250 мл.
Hammer Flex 501-027
Эта специальная полужидкая смазка для зубчатых редукторов электро- и бензоинструмента с антиокислительными, противозадирными (EP) и противоизносными присадками обеспечивает надежную работу инструмента в течение длительного времени.
Смазка хорошо проникает в зону трения и обладает отличными смазочными и теплоотводящими свойствами, предотвращая перегрев узла.
Смазка доступна в тюбиках по 200 мл.
Многие пользователи для смазки триммера успешно применяют даже обычные дешевые смазки, например ШРУС-4 или Литол-24.
ШРУС 4
Это минеральная литиевая смазка с добавлением дисульфида молибдена и присадок. Наличие твердосмазочного наполнителя обеспечивает ей высокую несущую способность.
ШРУС 4 имеет также отличные антизадирные характеристики, хорошие антикоррозионные свойства. Она максимально снижает трение и минимизирует износ поверхностей трения.
Значительным преимуществом этого материала является его невысокая стоимость.
Производится смазка множеством российских производителей и доступна в самых различных вариантах фасовок.
ЛИТОЛ 24
Смазка ЛИТОЛ 24, как и предыдущая, была разработана еще в СССР и завоевала большую популярность из-за универсальности применения и доступности.
Это чисто литиевая минеральная смазка без добавления каких-либо наполнителей и присадок.
В настоящее время существует большое количество более совершенных смазок.
Она обладает невысоким уровнем эксплуатационных характеристик, однако в течение непродолжительного времени все же способна выполнять защитные и противоизносные функции.
Невероятно низкая стоимость делает ее все еще привлекательной для многих владельцев садовых инструментов.
Как смазать редуктор триммера?
Смазывание редуктора производится путем закладки смазки в специальное технологическое отверстие без демонтажа узла.
Итак, для того, чтобы смазать триммер, необходимо выполнить ряд простых действий:
- Перед началом работ отключаем электроинструмент от сети. В бензиновых устройствах во избежание утечек желательно слить бензин (или при проведении работ следить, чтобы устройство не переворачивалось)
- С помощью инструмента, входящего в комплект поставки триммера, необходимо вывернуть пробку в корпусе редуктора
- Если меняем смазку полностью, то промываем редуктор. Для этого заливаем в корпус какой-либо очиститель (уайт-спирит, бензин и пр.), ополаскиваем редуктор и сливаем. Процедура повторяется несколько раз до полной очистки
- Закладываем в редуктор новую смазку. Для этого в отверстие вставляем носик тюбика или шприца и выдавливаем туда 2...5 мл смазки
- Заворачиваем пробку
- Проворачиваем несколько раз вал вручную, затем включаем мотокосу на короткое время на малых оборотах без нагрузки, чтобы смазка равномерно распределилась по поверхностям трения