Металлоплакирующие смазочные материалы – это пластичные смазки, масла и смазочно-охлаждающие жидкости, в состав которых входят металлсодержащие присадки (порошки металлов, их оксидов, сплавов, солей, комплексных и др. соединений).

Металлоплакирующие смазки являются одним из перспективных видов антифрикционных смазок.

Их получают путем введением в жидкие нефтяные или синтетические масла наряду с загустителями (например, солями высших жирных кислот, силикагелем) присадок: порошков мягких металлов, оксидов, сплавов, солей. Главные области потребления: тяжелонагруженные узлы трения в авиационном и автомобильном транспорте, прокатных станах и другом металлургическом, а также текстильном, швейном и обувном оборудовании.

Работам по созданию металлоплакирующих смазокпредшествовали исследования (1930-40-е гг.) влияния на трение металлических трущихся пар пленок пластичных металлов, наносимых на их поверхности разными технологическими методами.

Пленки, образующиеся при использовании металлоплакирующих смазок отличаются по структуре от обычных металлов, полученных, например, восстановлением руд или гальванически, что придает этим пленкам высокие антифрикционные свойства.

Впервые в мире металлоплакирующие смазки стали производить с СССР. По заказу авиационной промышленности были разработаны смазки Свинцоль 01 и Свинцоль 22. В настоящее время номенклатура пластичных смазок расширилась. К выше указанным маркам прибавилось МС Вымпел и МС-1000.

Польза применения металлоплакирующих смазок (содержащих ультрадисперсные порошки металлов) известна давно.

Но широкого применения они не получили, видимо, из-за более высокой, чем у универсальных смазок, начальной стоимости. Однако экономика эксплуатации техники говорит о том, что эти затраты быстро окупаются.

Известно, что между трущимися парами должна быть тончайшая масляная пленка, но если чуть выросла нагрузка, температура, попала вода или микроскопическая пыль, то пленка разрушается и начинается сухое трение.

Его последствия известны: питтинг, задиры и т.д. Для предотвращения этого в обычные масла вводятся противозадирные присадки - соединения серы, фосфора, хлора. Взаимодействуя с металлом, они образуют «мягкий» слой, который отчасти амортизирует и предотвращает сухое трение.

Но данная химическая реакция носит необратимый характер, соли металлов легко удаляются с поверхностей при их прямом контакте, загрязняя смазку, и более того, для начала пусть на молекулярном уровне, но конструктивный зазор в паре будет увеличиваться, а учитывая длительный характер эксплуатации агрегата, в конечном счете это может привести к вполне измеримому увеличению зазора.

Назначение металлоплакирующих смазок

Металлоплакирующая смазка предназначена для узлов трения всех типов:

  • Подшипников
  • Крестовин
  • Шестерен
  • Наконечников рулевых тяг
  • Шаровых опор
  • Шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов)

Преимущества металлоплакирующих смазок:

  • Значительно продлевает срок службы металлических деталей
  • Позволяет увеличить интервал между заменами смазки
  • Исключает возникновение задиров и сваривание трущихся деталей
  • Снижает шум, вызванный износом подшипников
  • Успешно работает в тяжелонагруженных узлах трения
  • Успешно заменяет солидолы всех типов, смазки общего назначения и некоторые другие пластичные смазки
Итак, применение металлоплакирующих смазок позволяет значительно повысить долговечность узлов трения, снизить потери энергии на трение, и, следовательно, увеличить кпд машин и механизмов, уменьшить расход смазочных материалов и увеличить период между смазочными работами.